Однофамильцы великих

   
   

Большинство фамилий тащат за собой "хвостики" ассоциаций. Пожалуй, ярче всего это проявляется в школе, где масса прозвищ вырастает именно на основе фамилий. Можно не сомневаться, что мальчика по фамилии Медведев одноклассники будут называть "Медведь", школьницу Галкину - Галкой и т. д.

Тень Пастернака

Корреспондент "АиФ-Белгород" провела небольшое исследование, сопоставляя школьников - носителей "громких" фамилий с их знаменитыми однофамильцами, отыскивая общие черты и различия. Конечно, на какую-либо "научность" такое исследование не претендует. Оно призвано лишь познакомить читателей с любопытными фактами.

Конечно, "тень" знаменитого однофамильца может не оказывать на человека никакого влияния. Например, восьмиклассник школы N 27 города Белгорода Данил Пастернак в написании стихов не замечен и до изучения творчества известного поэта по школьной программе еще не дошел. Может, когда по литературе будут проходить творчество Пастернака, одноклассники его пару раз вслух с поэтом проассоциируют, да на этом все и закончится...

Бывает, что параллель классов собирает целый "цветник" приметных фамилий. Выпускник средней школы N 40 города Белгорода согласился рассказать о некоторых чертах своих однокашников - обладателей знаменитых фамилий. Только имени его просил не называть - мол, перед ребятами может быть неудобно: только ж недавно вместе на

10-летии выпуска со многими из них выпивали...

Наследник двух Островских и другие

Итак, выпускник этой школы Евгений Островский стал сотрудником уголовного розыска. В литературе, как известно, оставили след два Островских. От первого, Александра Николаевича, драматурга ХIХ века, в уголовном розыске пригодилось бы отличное знание быта и характеров современников, от второго, Николая Алексеевича, который, уже будучи ослепшим и прикованным к постели, создал роман "Как закалялась сталь", - железная воля.

Продолжая "литературную" тему фамилий своей параллели, мой собеседник отметил, что он сам и многие его одноклассники зачитывались "Сказом про Федота-стрельца" Леонида Филатова. А вот Михаил Филатов, будущий военный, к модному, объективно талантливому и очень забавному произведению интереса не проявлял.

Учился в школе и Павел Горбачев. "Естественно, дразнили", - лаконично сообщил о нем мой собеседник. Это, видимо, как раз тот случай, когда черты сходства со знаменитым однофамильцем или отличия от него роли не играют. Имя "отца перестройки" в прошлые годы было на слуху куда больше, чем сейчас, и фамилия ученика обыгрывалась одноклассниками часто и с удовольствием.

Сергей Каменев, еще один выпускник школы

N 40, работает в ОБЭП. В связи с его фамилией прежде всего вспоминается политический деятель Лев Каменев, который в 1922 году предложил назначить Сталина генеральным секретарем ЦК РКП (б), вместе с ним боролся против Троцкого и был арестован и расстрелян в 1935 году. Кстати, немногие сейчас без обращения к специальной литературе вспомнят Сергея Каменева - командарма первого ранга, военного теоретика, который руководил операцией по спасению экипажа "Челюскина".

Что можно сказать в заключение? Пожалуй, лишь то, что всякая фамилия, даже та, которая тащит за собой длинный хвост ассоциаций со знаменитыми людьми - это вовсе не обязательно руководство к действию и уж тем более не клеймо. Громкая фамилия может быть поводом для ее смены или же для гордости ею, к ней можно относиться с юмором или безразличием. И, наконец, можно попытаться собственной славой затмить некогда известного носителя фамилии и таким образом обновить ее восприятие общественностью...

Смотрите также: