Выдающийся белгородский художник-график Станислав Косенков еще при жизни стал ярким явлением в современной отечественной и европейской культуре. Его работы высоко ценятся профессионалами и любимы обычными людьми. Для многих он гениальный современник, с одинаковым талантом отразивший на бумаге сюжеты произведений великих классиков и свое видение окружающего мира.
Родом из детства
Это для многих... А для нее - самый близкий и любимый человек, муж. Его нет уже 15 лет, а она по-прежнему делает все, чтобы сохранить его наследие, дать возможность будущим поколениям соприкоснуться с прекрасным миром его творчества. Впрочем, не об этом мы говорили с вдовой художника Анной Константиновной Косенковой. Мы говорили о Станиславе Косенкове - ребенке и юноше, о том, какой трудной была его жизнь, каким сложным был путь к искусству, ставшему смыслом существования.
Станислав Степанович считал, что характер человека формируется до семи лет, рассказывает Анна Константиновна. Он так же, как и один из любимейших его писателей, творчество которого оказало большое влияние на жизнь и работы художника, Федор Михайлович Достоевский, считал детей особыми существами, отличающимися не только от взрослых, но и людей вообще, требующими трепетного отношения и огромного внимания.
Станислав родился и вырос в небольшой деревне в Яковлевском районе в страшный 1941 год. Лучшая в жизни любого человека пора - детство - у него, как у миллионов детей в то время, пришлась на суровые годы в жизни страны. За два месяца до рождения сына мать Ефросинья Ивановна получила сообщение о том, что муж пропал без вести.
Она рассказывала, что, когда однажды через деревню проходили советские солдаты, маленький Слава бежал за одним из них и кричал: "Дядя, дядя, пошли ко мне домой, я хочу, чтобы ты стал моим папой!". Трагедия матери, его собственная боль, время, не располагавшее к особой заботе о детях, вызывало у него, по словам Анны Константиновны, чувство одиночества, недоласканности, недолюбленности и при этом трепетное отношение к матери. Эти детские переживания вылились в будущем в безграничную любовь и заботу о собственных детях, чтобы они никогда не узнали то, что пришлось испытать ему.
Стал художником вопреки всему
Способность сохранять и приумножать лучшее в себе в самых трудных ситуациях, идти наперекор всему к цели - его отличительные черты. Сам о себе он говорил так: "Я всю жизнь косил по-своему, и фамилия у меня соответствующая". Именно так, наперекор чужому мнению он встал на путь творчества. Выиграв в 7 классе конкурс детских рисунков, он решил поступать в Курское художественно-графическое училище. Экзамен по рисунку сдал на "отлично", а во время экзамена по композиции начались трудности. До этого момента он никогда не видел живых красок. Он рассказывал, что, когда во время экзамена он пытался что-то изобразить растрепанной кисточкой ("белилами мазал чашку"), за его спиной стояли дети, окончившие художественную школу, и хохотали. После этого поражения он пошел в приемную комиссию забирать документы, но его отговорили. Позже, на 3 курсе, преподаватель черчения сказала ему, что художник из него не получится, а вот преподавателем рисования он может стать. Тогда он записал в дневнике: "Нет, художником я все-таки стану, я обязательно стану!".
После Курска он отправился продолжать учебу в Харьковском художественно-промышленном институте. Там его учителем стал известный художник-авангардист Василий Ермилов. Учителем не только в профессии, но и по жизни, в какой-то мере заменив ему отца.
Там ему снова пришлось бороться за возможность делать то, что он больше всего любил. На 2 курсе студентов призвали в армию, многие из-за этого вынуждены были бросить институт. Но только не Косенков. Параллельно с институтом он стал "служить художником" в военной академии и там проявил свою неординарную натуру. Он не любил насилия над личностью, формализма и притворства. Вместе с другом они ходили по казарме босиком и в расстегнутой форме. Чтобы не отдавать честь офицерам, которых не уважали.
Институт он окончил так хорошо, что его хотели оставить на кафедре преподавать, но и тогда он предпочел пойти своим собственным путем.
Этот путь ему, как и всем настоящим творцам, был предназначен свыше, и он прошел его не щадя себя, на пределе сил.
Смотрите также:
- Таланты никому не нужны. Липецкий художник об искусстве и Лермонтове →
- Игорь Пашин: "Идти по жизни на двух ногах" →
- Когда твои глаза - твоя собака... →