Российский император Николай Второй, императрица Александра Федоровна, их пятеро детей, доктор Боткин и три человека прислуги были расстреляны в особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Их тела постарались уничтожить.
История с раскопками царских останков началась в 1976 году, когда консультанту главы МВД Гелию Рябову доложили, что на старой Коптяковской дороге неподалеку от Свердловска были найдены три человеческих черепа. Факт не получил огласки, по приказу властей останки снова закопали. В 1991 году по указанию Рябова могильник был снова вскрыт, проведены многочисленные экспертизы и в нашей стране, и за рубежом, которые с достоверностью подтвердили, что это останки царской семьи. В июле 1998 года они были торжественно погребены в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. А в нынешнем году там же, на Коптяковской дороге, были найдены и идентифицированы останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии.
В 2000 году Русская Православная Церковь причислила последнего русского царя и его семью к лику святых страстотерпцев. Чем ближе скорбное 90-летие, тем больше высказывается идей, как почтить их память: предлагают, например, установить памятник Николаю Второму в центре Москвы, на Театральной площади, вместо Карла Маркса или переименовать московскую станцию метро "Войковская", названную так в честь одного из палачей последнего русского монарха. С апреля 2008 из Санкт-Петербурга в Екатеринбург идет крестный ход, посвященный 90-летию мученической кончины царской семьи.
Но главное - это память. Память не только о царственных страстотерпцах, но и обо всех погибших в годы большевистских гонений. Так именуется икона: "Собор святых новомучеников российских, от безбожников избиенных". Сегодня мы хотим рассказать о наших земляках, принявших мученическую смерть в те страшные годы. Ведь в сонме новомучеников российских есть и 17 белгородцев, канонизированных в том же 2000 году. В их числе - три священномученика: белгородсдкие епископы Никодим (Кононов), Антоний (Панкеев) и старооскольский епископ Онуфрий (Гагалюк). "Празднование новомученикам и исповедникам Белгородским в нашей епархии проходит с 2004 года, - говорит руководитель пресс-службы Белгородской и Старооскольской епархии, протоиерей отец Игорь КОБЕЛЕВ. - Причем в каждый год особые торжества совершаются в одном из благочиний, в разных городах области. В этом году, например, особые торжества прошли в начале июня в поселке Строитель Яковлевского района, где, кстати, скоро будет завершено строительство храма во имя новомучеников Белгородских".
Три версии убийства преосвященного Никодима
В одном из старых одноэтажных домов по улице Белгородского полка, между Белгородским проспектом и филармонией, по воспоминаниям старожилов, в 1918 году скрывался от преследований епископ Никодим. Ни таблички, ни памятного знака ни на одном из домов нет, да и сами они, скорее всего, будут снесены в ближайшее время. Как-то так получается, что о белгородском епископе больше помнят на Соловках, в Архангельской епархии, где он служил какое-то время и о святых которой составлял жития.
Епископ Никодим (Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельске, окончил там духовную семинарию, затем Санкт-петербургскую духовную академию. Принял монашество с именем Никодим. 15 ноября 1913 года стал епископом Белгородским и служил в Белгороде до 1917 года. В своих проповедях он резко обличал насилия и убийства, совершаемые большевиками.
Вокруг ареста, кончины и места захоронения владыки ходит много легенд. В книге "Новомученики земли святого Белогорья" настоятеля Преображенского кафедрального собора протоиерея о. Олега Кобец есть версия убийства владыки Никодима, приведенная старшим уполномоченным Белгородского уездного ЧК С. Набоковым, в которой он утверждает, что владыку расстреляли во дворе тюрьмы в начале 1919 года. А по рассказам комиссара Степана Саенко, который печатал в 70-х годах в одной из харьковских газет воспоминания о своей "борьбе с контрреволюцией", в Белгороде был раскрыт "заговор в Свято-Троицком монастыре", организованный "сильной контрреволюционной организацией, возглавлял которую епископ Никодим".
Владыку арестовали в Рождество 1919 года, но толпы верующих, узнав об этом, стали собираться на площади и требовать освобождения любимого пастыря. Его выпустили на один день, чтобы успокоить народ, а затем арестовали прямо в алтаре и тайно вывели из храма. Он прошел через пытки, избиения.
Расстрельная команда состояла из китайцев. Владыка Никодим благословил их, и китайцы, видя святость архиерея, отказались стрелять. Тогда его переодели в солдатскую шинель, и отряд красноармейцев выполнил приказ комиссара Саенко.
Тело тайком захоронили в общей могиле за городским кладбищем. Только через полгода, летом 1919 года, с приходом в Белгород деникинцев тело опознали по части облачения - монашескому параману. По другой версии, Никодим, епископ Белгородский, был замучен, изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму либо после издевательств был заживо засыпан негашеной известью...
Белгородский краевед Александр Крупенков в книге "Белгородский некрополь" говорит, что тело владыки Никодима при большом стечении народа было похоронено летом 1919 года у северной стены Свято-Троицкого собора вблизи раки святителя Иоасафа. Где сейчас находится его могила, не известно: в 30-е годы монастырь, который находился в квартире между проспектом Славы и Свято-Троицким бульваром, сравняли с землей.
Священномученики - жертвы сталинских репрессий
Белгородскую кафедру в начале 30-х годов занимал епископ Антоний (Панкеев). В 1935 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В "деле" говорится, что за короткий срок "в Белгородскую епархию прибыло 15 человек священников ...Панкеев повел среди них работу, направленную на проведение сборов денежных средств для оказания помощи репрессированному духовенству и их семьям". Вместе со своим другом, епископом Старооскольским Онуфрием (Гагалюком), и другими священниками владыка Антоний был арестован и отправлен в лагерь на Дальний Восток. Владыка Онуфрий был первым епископом Старооскольской епархии, и, хотя ему было разрешено совершать богослужения только в одном храме, его службы и проповеди привлекли к нему сердца множества верующих.
1 июня 1938 года владыка Антоний и владыка Онуфрий, а с ними 15 белгородцев, священников и мирян, были расстреляны. Нынешний год - печальный 70-летний юбилей и этого памятного события.
Смотрите также:
- В Белгороде обрели мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского →
- Поклонились великой святыне →
- Чудеса Cвятителя Иоасафа →