Милицейская реформа: кто кого?

   
   

Последние события в МВД: снятие с должностей 17 руководителей, в том числе и главы УВД по Белгородской области, предложения президента о реформе этого ведомства, а также всероссийские скандалы последнего времени - привлекли к проблеме самое пристальное внимание.

Взятки как норма жизни?

Коррупция и ощущение своей безнаказанности давно являются особенностями сотрудников этого ведомства. Конечно, не все милиционеры продажны, есть и среди них немало самоотверженных и честных людей. Но всё же факты говорят сами за себя.

Только за февраль 2010 года, по данным одного из центральных информагенств, ведущего "хронику милицейских преступлений", в нашей стране 44 преступления были совершены сотрудниками правоохранительных органов. Не исключение и наша область. Одно из последних - взяточничество: вопрос о закрытии уголовного дела грайворонские милиционеры пообещали решить за 50 тысяч рублей. Подобный случай осенью 2009 года произошёл и в Старом Осколе, где инспектор отдела лицензионно-разрешительной работы обещал побыстрее выдать удостоверение частного охранника. А в Шебекинском районе милиционер отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке предложил за мзду не проверять торговый ларёк. На взятке попался в прошлом году даже замдекана Белгородского юридического института, который за 180 тысяч рублей собирался устроить абитуриента на бесплатный факультет.

Кадры решают всех

Наша область, к счастью, не прославилась на всю страну громкими милицейскими скандалами с расстрелом граждан. Но отдельные факты беспредела всё же случались - достаточно вспомнить случай 2008 года, когда в селе Гостищево два милиционера оказались причастны к гибели молодого человека, сгоревшего заживо. А годом раньше, в 2007 году, в суде присяжных слушалось громкое дело в отношении двух белгороцев - сотрудников ППС, обвинявшихся в убийстве молодой женщины, произошедшем в декабре 2006 года.

В том деле была масса неясностей: милиционеры не только не были признаны виновными в преступлении, но суд даже не установил самого факта насильственной смерти потерпевшей, носившей явный криминальный характер. Вердикт так и гласил: "Оправдать за неустановлением события преступления". Хотя представители стороны обвинения были уверены в том, что доказательной базы достаточно для вынесения обвинительного приговора.

- Для всех нас оправдательный вердикт оказался неожиданностью, - признаётся государственный обвинитель того процесса Олег ЦАПКОВ. - Вердикт присяжных по закону может быть обжалован в кассационном и надзорном порядке, только если имелись явные процессуальные нарушения - а таковых в действиях присяжных усмотрено не было.

Может быть, дело в том, что жестоко убили женщину, которая вела аморальный образ жизни, а подсудимые не имели взысканий по службе? Ночью, в мороз, они забрали её из квартиры без верхней одежды, несколько часов возили по городу, потом, когда она стала замерзать, вывезли за город и убили палкой с торчащим в ней гвоздём. Причём оба задержанных сначала дали признательные показания в присутствии адвоката, а затем отказались от них. А чтобы их признания не были озвучены в суде, адвокат был уволен из адвокатской коллегии. Так или иначе, человек умер насильственной смертью, и наказания за это никто не понёс. И пока не изменится сама милицейская система, от подобного произвола не застрахован никто.

Что должно измениться

Согласно указу президента от 24 декабря 2009 года, численность ведомства будет сокращена на 20% до 1 января 2012 года. Будет ужесточён отбор кандидатов для работы в органах. Законы, внесённые президентом в Госдуму, призваны ужесточить уголовные наказания для сотрудников МВД - служба в органах будет для них отягчающим обстоятельством. Должен появиться целый институт общественного контроля за деятельностью милиции. Насколько эффективны все эти меры, покажет время.

Смотрите также: