"Нужен ли ребёнку детский сад?"

   
   

Начиная с января 2011 года в областном центре заработает программа, по которой можно будет не отдавать в детский сад своего малыша в возрасте от 2 до 5 лет, получая за него компенсацию в размере ежемесячной стоимости содержания ребёнка в детском саду.

Так городские власти решили бороться с острой проблемой нехватки мест в ДОУ. Но вот насколько вообще необходим ребёнку детский сад? Травмирует ли он хрупкую детскую психику или наоборот: без навыков пребывания в коллективе ребёнок потом не сможет нормально адаптироваться в школе? Об этом и многом другом корреспондент "АиФ-Белгород" беседует с Почётным работником общего образования РФ, воспитателем высшей категории Анной ТИМКИНОЙ.

"Детками занимаюсь с детства"

- Анна Васильевна, как давно Вы трудитесь в сфере образования?

- С тех пор, как закончила университет. Я родилась на Севере, в Воркуте. Сначала окончила Архангельское педагогическое училище, потом получила высшее образование в Российском Государственном Педагогическом Университете им. А.И. Герцена. И с 1973-го года работаю воспитателем - получается, уже 37 лет. В Воркуте работала в детском саду, и, когда в Белгород переехали в 2000 году, пришла в детский сад N74, где и работаю по сей день.

- А почему Вы выбрали именно эту профессию?

- Это был осознанный выбор, его я сделала благодаря маме. Она работала поваром в детском садике, и я там "дневала и ночевала". Будучи школьницей, с удовольствием возилась с детьми, играла с ними, ухаживала. Смотрела, как работают воспитатели. У меня, собственно, других вариантов и не было, я не думала, что здесь какая-то сложность - с детства как занималась с детками, так и всю жизнь с ними и работаю.

- Вы говорите, что не видели сложностей в труде воспитателя. Точно также их не видят и многие люди, не имеющие отношения к педагогической деятельности. Но всё же, работа воспитателя, безусловно, глубока...

- Вы правы! Иногда, знаете, некоторые родители даже говорят, мол, ну что вы тут делаете-то! Но потом, когда смотрят на своего ребёнка, как он на глазах развивается, понимают, что были неправы. К примеру, был у меня мальчик - золотой! Хотя все детки хорошие, нет плохих. Так вот, он всё делал сам - одевался, умывался. А мама этого даже не знала! Когда она в садике увидела, как он самостоятельно одевается, она была удивлена. Я периодически устраиваю для родителей так называемые открытые уроки. Мы вместе с детками показываем мамам и папам, чему научились за определённое время. Это важно. Важно, чтобы родители понимали значимость воспитателя в жизни ребёнка. Ведь воспитатель может и посоветовать что-то, и поделиться своими наблюдениями. Да и просто добрые взаимоотношения родителей с воспитателем создают хороший психологический климат для ребенка: он чувствует, что мама хорошо относится к воспитателю, и ему комфортно рядом с ним, не страшно оставаться в детском саду.

"Детский сад - не панацея, надо воспитывать самим!"

- Как Вы считаете, так ли уж нужен детский сад в жизни ребёнку? Может, лучше - домашнее воспитание?

- Я уверена - необходим! И главная причина - пребывание в дошкольном учреждении помогает ребёнку адаптироваться в социуме. Деткам, которые не посещают детский сад, нелегко приходится потом в школьной жизни, да и просто в общении со сверстниками. Но, хочу заметить, что детский сад - это не панацея. Если родители привели малыша в садик, это вовсе не снимает с них ответственность за его воспитание. Я всегда говорю родителям: "Если мы будем учить, а вы нет, то все труды будут напрасны".

- За 37 лет вашей работы многое изменилось. В детском саду дети теперь и английским занимаются, и танцами, и спортом. Не слишком ли это большая нагрузка для малышей?

- Напротив, дети сейчас гораздо активнее, подвижней, чем были, к примеру, в 70-х годах. Сегодня они живут в потоке информации, которую получают из множества источников. Им всё интересно, они задают массу вопросов, а значит - развиваются! И надо, как говорится, ловить момент - прививать любовь к знаниям, к языкам, к спорту. Кроме того, сейчас детям надо рассказывать буквально обо всём. Я, например, веду курс формирования экономической компетентности для дошкольников. Мы с ними знакомимся с базовыми экономическими терминами, с денежными знаками. Выясняем, откуда вообще деньги берутся - и на покупку сладостей, и на приобретение игрушек. Время идёт, и мы не можем стоять на месте.

- Анна Васильевна, скажите, что главное в работе воспитателя?

- Главное - любить детей. Когда ты даёшь им всё, ты непременно получаешь отдачу.

- А какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать воспитатель?

- Терпимостью, добротой. К тому же воспитатель должен иметь своего рода психологическое чутьё, ведь к каждому ребёнку нужно найти подход, к душе каждого подобрать ключик. Но мне кажется, всё это и включает в себя любовь. Ну и, безусловно, воспитатель должен постоянно стремиться к самосовершенствованию. Я и сейчас, имея почти сорокалетний опыт работы, не прекращаю читать научную литературу по педагогике, педагогические журналы. И чем больше я их читаю, тем сильнее убеждаюсь: я знаю много, но всегда есть чему учиться.

КСТАТИ

Первый детский сад в России появился ещё в 1863 году. Он был основан просвещённой женщиной Аделаидой Симонович. В дошкольное учреждение принимались тогда детишки 3-8 лет, и в программе были как подвижные игры, так и курс "родиноведения". Конечно, в настоящее время функции дошкольных учреждений изрядно расширились. Здесь дети не только в играх проводят будние дни, когда родители трудятся, но и учатся, готовятся к школе. В результате и воспитателям пришлось взять на себя массу дополнительных обязанностей. Сегодня воспитатель - это и педагог, и психолог, да и просто друг, как для детей, так и для их родителей.

Смотрите также: