1 апреля 2011 года исполнилось 90 лет нашему замечательному земляку, человеку удивительной судьбы, философу, заслуженному деятелю науки РФ, профессору кафедры теории и методологии науки Юрию Юлиановичу Вейнгольду. Он - участник двух войн, ветеран, инвалид Великой Отечественной, он - главный редактор сборника "Книга памяти жертв политических репрессий". Человек удивительно ясного ума, непередаваемого оптимизма и юмора, и конечно, глубокой мудрости.
Сын за отца
Его жизнь, как в зеркале, отразила историю нашей страны. Родился в 1921 году в посёлке Раевка Уфимской области. В том же году семья комиссара железнодорожного участка Юлиана Геранимовича Вейнгольда переехала на Белгородскую землю, в село Кочетовка Обоянского уезда, а затем в город Валуйки, где в то время строилась железная дорога.
В 1937-м году отца 16.-тилетнего Юрия обвинили в шпионаже и приговорили к "высшей мере". Вся семья была причислена к "врагам народа", но не отреклась, не предала память отца. Именно это заставило потом Юрия Юлиановича добиться реабилитации отца и помочь родственникам репрессированных людей на Белгородчине своей работой над "Книгами памяти" - 10-.я по счёту вышла в свет в 2010 году.
. Моё поколение, . это поколение детей "врагов народа", поколение рядового и сержантского состава Советской Армии Великой Отечественной войны,-говорит Юрий Юлианович.-Это двойное испытание, навалившееся на ещё не окрепшие плечи, сделало нас добрее, мягче. И когда студенты или аспиранты спрашивают меня: "Почему Вы такой мягкий?", отвечаю: "Много мяли, вот и мягкий". Советский период - это наше прошлое, он отмечен не только печатью трагедии, но и печатью мужества и героизма.
Убить Гитлера
Как и все ветераны, Юрий Юлианович хранит в памяти войну, которую он прошёл от начала до конца. Был на Ленинградском, Волховском, Карельском, Первом Дальневосточном фронтах. Трижды ранен, награждён Орденами Отечественной войны I-.й степени, Красной Звезды; медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", и многими другими.
Война началась для него в 1939.-м в Финляндии, куда прямо со студенческой скамьи он, второкурсник юридического института, был призван снайпером.
. Я к тому времени был чемпионом Советского Союза по стрельбе из малокалиберной винтовки, - вспоминает профессор. - И вот после возвращения меня вызывает полковник и задаёт вопрос: "Почему ты их не убивал?" "Кого - их?" "Врагов". Я говорю: "А почему я их должен был убивать? Боевой устав пехоты говорит, что врага надо взять в плен или вывести из строя. Так вот я их и ранил, выводя из строя".
Сам Юрий Юлианович получил первое ранение 21 декабря 1942 года - в день рождения Сталина.
. Разведка доложила, что в Финляндию прибыл накануне Гитлер, - вспоминает он. - Ну а какой подарок сделать отцу народов в день рождения? Убить Гитлера. И мне дали самолёт американский одноместный, и я полетел, высоко - около 5 км. Машина великолепная, простая в управлении, сбросил бомбу в указанный квадрат - и действительно убили Гитлера. А потом выяснилось, что это был двойник. А меня сбили, когда я улетал.
Внучка Гегеля
После войны молодая семья Юрия и Ирины Вейнгольдов жила в киргизском городе Таласе. Ирина Владимировна работала врачом, а Юрий Юлианович - корреспондентом газеты. Потом он закончил Всесоюзный юридический институт, работал в Киргизском государственном университете. В 1976 году семья переехала в Белгород, и более 30 лет профессор Вейнгольд отдал преподаванию в Белгородском технологическом институте, ныне - БГТУ им.Шухова.
Юрий Юлианович - автор раритетной монографии "Право как социологическая категория", которая в 60-.х годах ХХ века буквально "взорвала" научный мир своими смелыми идеями, выводами и взглядами. Он стал первым профессором в Белгородской области, им опубликовано около 500 научных трудов. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал заслуженным деятелем науки РФ, доктором философских наук, профессором, почётным членом Международной академии наук высшей школы, действительным членом Академии социальных наук. Автор 11 монографий, 20 книг, свыше 200 статей и 25 брошюр и учебных пособий. При его непосредственном участии 66 соискателей защитили кандидатские и 27 - докторские диссертации.
Вейнгольд одним из первых ознакомил отечественных философов с малоизвестными работами Гегеля, его собственноручными добавлениями к "Философии права".
. Я состою в Международной ассоциации любителей науки, и в 1966.-м меня пригласили на гегелевскую конференцию в Прагу, - рассказывает Юрий Юлианович. - Там я познакомился с внучкой великого философа, Ханналорой Гегель. Ведь фальсифицируют Гегеля очень сильно, и она мне тогда сказала: "Вы единственный советский философ, который моего дела переводит с работ, которые были изданы при его жизни".
"Кроме философии, нет наук!"
Вейнгольд ввёл в научный обиход понятие "социальная воля". Обратился к категориям "трансцендентное" и "иррациональное", наполнив их новым содержанием. Ввёл периодизацию развития философской мысли не по формационному признаку, а по целям, которых стремилась достичь философия. Отвечая на запросы инженерно.технической мысли, дал философское обоснование логике научных понятий исследования и открытия, инженерного стиля мышления.
На вопрос, почему именно философией он занимался всю жизнь, Юрий Вейнгольд отвечает:
. - Понимаете, может, это прозвучит странно, но, кроме философии, нет наук. У меня вышла недавно статья "Первична ли по-.прежнему материя перед современным человеком?" И я там доказываю, что это далеко не так. Идея - это воплощение в жизнь действительно научно выясненного положения. Что такое человек? Это лицо века. Это дух, душа века. Как познаётся мир? На основе постановки проблемы. А что такое проблема? Я об этом много раз писал, в том числе и в докторской диссертации: проблема - это знание о незнании. Решить проблему - значит незнание превратить в знание. Это великое дело.
Смотрите также:
- Жорес Алферов: «Россия ничего не проиграла в науке, проиграли наши политики» →
- Как праздновали День Победы в Семилуках →
- "Мы вас помним и любим" →