Духовное краеведение

   
   

Александр Крупенков много лет занимается поиском и сбором архивных материалов о Святителе Иоасафе Белгородском, написал о нём несколько книг. За одну из них получил литературную премию "Прохоровское поле". Долгие годы он изучал и изучает дореволюционный Белгород. В 2011 году вышло пятое, дополненное, издание его книги "Пройдёмся по старому Белгороду". Сегодня Александр Николаевич рассказывает читателям об истории нашего города.

Город разрушали весь XX век

- Краеведением я занимаюсь уже более 30 лет. Читая краеведческие книги, я видел, что истории Белгорода просто нет: 10-20 страниц дореволюционной истории, а остальные 150-200 - советский период. А меня интересовал именно Белгород дореволюционный. Я живу в нашем городе с 1962 года, в следующем году будет полвека. И я застал ещё Белгород начала 60-х, когда было много старинных зданий, среди них - просто красавцы-дома. Да, наш город красив и сейчас, но по-современному, а если бы сохранили те дома, город обладал бы своим неповторимым лицом. Белгороду вообще очень не повезло с сохранением исторического наследия - рушили его весь XX-й век, начиная с 20-х годов, когда закрывали монастыри, в 30-е рушили храмы, потом война, особенно в 43-м, во время второй оккупации фашисты сильно бомбили город. Потом в 50-е годы, когда город стал областным центром, много старых зданий было уничтожено, потом очередная волна - в 80-е.

Больше всего лично мне жалко два дома - бывший Дом дворянского и купеческого собрания, сейчас на его месте здание статуправления на площади, и бывший учительский институт, а в советское время 35-я железнодорожная школа на углу Вокзальной и Преображенской. Это были архитектурные шедевры, и я до сих пор удивляюсь, как поднялась рука снести их. Да, усилиями краеведов и работников культуры удалось тогда сохранить некоторые здания, например, дом Вейнбаума - здание областного управления культуры на Гражданском проспекте, или костёл - он тоже рушился, стоял без стекол, без полов. Или здание, где сейчас находится миграционная служба - там до революции располагалась церковно-приходская школа Введенского храма. Управление епархии на проспекте Славы - этот дом вообще уникальный, XVIII века.

Порочная практика "фасадизма"

Сейчас в Белгороде осталось буквально несколько старинных домов, сохранить которые необходимо. С ними происходит то же, что было раньше: огораживают забором, что за забором - неясно, начинаются пожары, и, в конце концов, дома ломают. Вот усадьба судьи Курчанинова по улице Пушкина - ведь это были известные в Белгороде люди, на них, их благотворительности держался Успенско-Николаевский собор. Боюсь, его ждёт судьба дома купчихи Курбатовой - ведь тоже лет пять это здание пустовало, горело, обещали сохранить хотя бы фасады - но всё разрушили.

Или вот недавно на Озембловского снесли дом, в котором родился и вырос Герой России, легендарный разведчик В.Б. Барковский, памятник которому установлен на аллее Славы в парке Победы. Но это же гордость и слава не только Белгорода, но и всей России! Вместо того чтобы создать там музей, здание снесли.

Дом купца Мачурина на углу Преображенской и Чумичова хотят сейчас реконструировать, сохранив один фасад. А ведь Михаил Васильевич Мачурин был городской голова, очень многое сделал для Белгорода, сохранились мачуринские казармы - в них располагается наша воинская часть, они и сейчас служат Российской армии. Или усадьба графини Ластовской на Кашарах - там был детский дом, потом конно-спортивная школа, сейчас она рушится. Дом купца Бабенкова на проспекте Славы, 44 - из него выселили людей, выбили рамы, и что с ним будет - неизвестно. Ведь можно годами разрабатывать проекты реконструкции или обещать сохранять фасады, но один фасад без здания - это всё равно уничтожение дома. Эта практика у нас преподносится как достижение архитектуры: на западный манер - "вписать" старый фасад в новое многоэтажное здание. Но как раз на Западе эту практику уже давно осудили и отказались от неё!

Рушат старые здания, потому что не знают их истории. Вот положительный пример: за Успенско-Николаевским собором есть четыре одноэтажных домика, и один из них - бывшая церковно-приходская школа. Кто-то из предпринимателей выкупил этот дом, восстановил в том виде, в каком он был. А с этим зданием связан исторический факт: на строительство и содержание церковно-приходской школы пожертвовал крупную сумму святой Иоанн Кронштадтский - запись об этом есть в клировой ведомости в архиве.

Откуда есть пошёл Белгород...

Вот уже лет пять ведётся речь о музее под открытым небом. Идея, конечно, хорошая, но как можно сделать из Народного бульвара музей, если на нём всего два исторических здания - женская гимназия - сейчас гимназия N 9, и городская больница. А ведь у нас в городе есть удивительное место, откуда действительно начался Белгород. Не с Меловой горы и не со Старого города - на Меловой горе крепость простояла всего 16 лет и была сожжена литовцами, вторая крепость на Старом городе простояла 37 лет, место было неудачным, река затопляла, потому в 1650 году её перенесли на другой берег Северского Донца, и центр её находился там, где сейчас откопали пещерку Святителя Иоасафа. Вот это место, с которого начался современный Белгород! Там были и воеводский дом, и воеводский двор, там был центр Белгородской епархии - архиерейский дом, там был кафедральный Свято-Троицкий собор - сначала деревянный, а с 1690 года - каменный, строить его помогал епархии белгородский воевода Борис Петрович Шереметев. И там есть удивительные места, в этом квартале, там можно было бы установить памятный знак, где находились покои Святителя Иоасафа, там было монастырское кладбище. Сохранился интересный дом на проспекте Славы, рядом с гастрономом "Заря" - он принадлежал дворянке Ребининой, которая устроила в нём богадельню для обедневших дворян, а патронировали эту богадельню монахи Свято-Троицкого монастыря. На совещании в епархии я предлагал сделать в этом доме музей истории Белгородской и Старооскольской епархии, и Владыка Иоанн поддержал эту идею.

Конечно, замечательно, что разыскана пещерка Святителя Иоасафа, идёт реконструкция, построили часовню, территория облагорожена, и обозначен плиткой контур Свято-Троицкого собора. Потому как это был собор уникальный, под ним хоронили белгородских архиереев, там покоятся 15 белгородских владык, в том числе и ещё один святой - епископ Никодим Кононов. Его в 1919 году расстреляли большевики, тело прятали в разных местах, а когда пришла в Белгород деникинская армия, его со всеми почестями похоронили в Свято-Троицком соборе. Хорошо, что обозначили это место - потому что на протяжении 70 лет никто не вспоминал, что это место - святое.

досье

6 мая 2011 года Александр Крупенков отметил 60-летний юбилей. Почётный гражданин города Белгорода. Научный сотрудник Пушкинской библиотеки-музея. В феврале 2011 года по указу президента награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени. Автор 45 книг о Белгородчине: одиннадцать написал сам, одиннадцать - в соавторстве, и 23 книги выпустил как составитель. К 100-летию канонизации Святителя совместно с настоятелем Преображенского собора протоиереем Олегом Кобец подготовил три издания - документы Святейшего Синода о прославлении епископа Иоасафа с их факсимильными копиями, книги "Пещерка Святителя Иоасафа" и "Храмы города Белгорода". В этом же году выходит ещё одна книга А. Крупенкова "Белгородская старина".

Смотрите также: