Город воспоминаний

   
   

Художник-график Альберт Израилевич УГОЛЕВ - настоящий хранитель истории Белгорода. В его памяти живёт город, перенёсший фашистскую оккупацию во время Великой Отечественной войны, его улицы и здания, многих из которых уже давно нет. Под рукой мастера они обретают новую жизнь на бумаге, повествуя потомкам о далёком прошлом.

Вдохновили дореволюционные открытки

- Альберт Израилевич, вы коренной белгородец?

- Я считаю себя таковым, хотя родился в Харькове в 1934 году. Отец был кадровым военным, и когда его призвали на службу, мы с матерью уехали в Белгородскую область к её родственникам в село Терновка. Потом отец получил жильё и вызвал нас к себе на место службы в село Лавры, в Западной Украине. А там уж началась война, и семьи военнослужащих срочно отправили до первой станции, куда ещё не успели дойти немцы. Через неделю мы уже были в Белгороде. Здесь я пошёл в первый класс, но в октябре в город вошли фашисты. В оккупации жили в страхе и голоде. Помню, как мать выменивала у немцев хлеб за редиску. Для нашей семьи это были особенно тяжёлые времена, ведь отец был не только евреем, но ещё и коммунистом, красным командиром. К счастью, никто из соседей нас тогда не выдал. Отец пропал без вести, а в 1943-м погиб. После войны я окончил семилетку и поступил в Донецкий горный техникум, а затем снова вернулся в Белгород. С этим городом связаны самые яркие воспоминания моей жизни, он для меня, несомненно, родной.

- Когда вы начали создавать свои графические рисунки?

- Мысль о том, чтобы взяться за рисование, пришла ко мне под впечатлением от выставки дореволюционных открыток и фотографий Белгорода 1910-1911 годов из частной коллекции, представленной в историко-краеведческом музее в начале 80-х. Я подумал, что было бы интересно, скажем, изобразить эти же улицы и здания с другого ракурса. Многое от уходящего в небытие старого города осталось в памяти: дворы, переулки, центральные проспекты, храмы. Самым первым моим ярким впечатлением в два с половиной года был тот момент, когда я смотрел из окна собственного дома на улице Кирова - ныне Белгородского полка, - как взрывали Владимирскую церковь. Я видел купола, колокольню, потом синее пламя и дым. Собственно, того дома, из окна которого я это наблюдал, тоже уже нет. Хотелось сохранить всё это. Благо, навыки работы с карандашом и ручкой остались со времён студенчества.

Сохранить хотя бы в памяти

- Кто вы по специальности?

- Я техник-строитель. У нас был целый семестр рисования, ведь нужно было уметь не только начертить схему строения, но и оформить его, соблюдая все пропорции и светотени при помощи штриховки. Мне это нравилось. У меня был даже по архитектуре дипломный проект Дворца культуры. Много лет я проработал по своей профессии в проектном институте, работал бы и дальше, но пришлось, как это водится, уступить дорогу молодым. А до этого семь лет провёл на сцене Белгородского драматического театра.

- Вы были актёром?

- Да. Ещё в школе к нам приходил мастер художественного слова и читал Маяковского. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, я тоже его выучил, а когда выступал, заметил, что всем понравилось. В техникуме, в армии моё актёрское начало оставалось при мне, я вёл вечера самодеятельности и уверенно чувствовал себя на сцене. Сразу после армии я попал в драматический кружок, а оттуда на сцену нашего Белгородского театра. Только однажды сыграл большую роль, в основном это были эпизоды. С появлением семьи пришлось искать более прибыльное занятие.

- Сколько всего у вас графических работ и где их можно увидеть?

- За все годы их набралось 101. Многие я передал краеведческому музею и епархии. Одной из моих ранних работ и моей гордостью является карта Белгорода на рубеже XIX-XX веков, где изображены все 18 храмов, существовавших на тот момент.

- Как вам удаётся столь детально воспроизводить изображения зданий, которых уже давно нет?

- Кое-что я вспоминаю, в каких-то вопросах консультируюсь с профессиональными краеведами и архитекторами, ну а где-то, конечно, не без этого, приходится прибегнуть и к художественному домыслу. Например, панораму с видом собственного дома и Владимирской церкви я собирал по частям, основываясь на воспоминаниях и старых фотографиях.

- Работаете ли вы над чем-то сейчас?

- Честно говоря, нет. Раньше я много рисовал и даже писал очерки об известных белгородцах. Сейчас время занимают другие дела, да и здоровье подводит. Быть может, я вернусь к этому позже.

Смотрите также: