Примерное время чтения: 5 минут
114

"Прививка" от фашизма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 23/07/2008

17 июля в Триумфальной арке состоялось торжественное закрытие региональной Вахты памяти Центра "Поиск". На мероприятие многие ребята приехали прямо из лагеря - уставшие, но довольные. В этот день они закончили работать в Знаменской роще - самом крупном захоронении времен ВОВ на территории области.

За 3 года, в течение которых шли раскопки, в Знаменке были найдены более 2200 человек. Для отчетных документов это просто цифры, для поисковиков - живые воспоминания. Оттого и песни, рожденные той страшной войной, по-особенному звучали в исполнении 12-17-летних мальчишек и девчонок - современных детей, которые собственными руками прикоснулись к войне.

"Ужас идет от этих могил"

О том, что у каждого захоронения есть своя аура, поисковики знают не понаслышке. Знаменку и взрослые, и дети из Центра "Поиск" невзлюбили с первых дней. Тяжелую атмосферу этого места чувствовали на себе: люди страдали от головной боли, работалось тяжело. "Ужас идет от этих ям", - говорит председатель совета Курской областной молодежной патриотической общественной организации Центр "Поиск" Игорь ЦУКАНОВ. - На местах боевых захоронений копать намного легче. Солдаты до последней секунды не верили, что погибают, и часто во время боя вообще не думали о смерти. В Знаменской роще зимой 1941-42 года немцы расстреливали мирных жителей - стариков, женщин, детей. Люди шли сюда, зная, что умрут".

Знали, и все-таки до последнего цеплялись за жизнь. Шли, все еще надеясь то ли на милость провидения, то ли на милосердие фашистов. Не помогло ни то ни другое. Сегодня каждый из тех, кто погиб здесь от рук фашистов, воспринимается потомками как герой. Десятки лет назад они предстали перед смертью просто людьми. Такими, какими были каждый день. Со своими страхами, надеждами и молитвами. В руках у малышей были домашние любимцы, которых они не захотели оставить дома - черепашки, собачки. Рядом с матерями и детьми шли беременные женщины. "Какими противниками они могли быть фашистам?" - возмущаются нелепой жестокостью фашистов сегодняшние дети. Не понимали этого и приговоренные к расстрелу куряне. И, подчиняясь уже не сознанию, а материнскому инстинкту, в последние минуты жизни закрывали своими телами детей. "В прошлом году нашли женщину, а под ней четверо детей мал мала меньше, - рассказывает Игорь Цуканов. - Умирая, она закрывала их от пуль".

Над находками плачут даже взрослые мужчины

По словам Игоря Павловича, над такими находками плачут не только 14-15-летние подростки, но и взрослые мужчины. Но, несмотря на моральную тяжесть раскопок, каждое лето снова отправляются в лагерь поисковиков. Отпрашиваются с работы, берут отпуск, сдают досрочно сессии, приезжают из дальних районов на выходные. "Видимо, что-то их всех здорово пронимает", - говорит Игорь Цуканов.

Через неделю, когда ребята немного отдохнут после тяжелых раскопок в Знаменской роще, поисковики снова соберутся в лагере. Сначала продолжат раскопки в четвертом военном городке Курска, где во времена войны находился лагерь военнопленных Stalag 308 VIII Е. Морально работать там будет немного легче: в лагерь фашисты отправляли только мужчин молодого возраста. "Но по количеству, исходя из архивных данных, ожидается вторая Знаменка. Мы сейчас как раз вышли там не на одиночные могилы, а на ряды захоронений ", - говорит Игорь Цуканов.

Работы Центра "Поиск" продолжатся также в районах области. Копать планируют до наступления снегопадов. Такой энтузиазм может удивить кого угодно, но не руководителя центра, который каждый год видит горящие глаза мальчишек и девчонок. "Ситуация с патриотизмом у нас катастрофическая только по прессе, - считает Игорь Павлович. - А в жизни все не так страшно. В любой молодежной аудитории, где часто приходится бывать, знают военные песни. Да и на радио их молодежь часто заказывает. Это в 90-е мы боялись, что потеряли молодое поколение, а сейчас бояться нечего. Наши дети посмотрели на компьютерные игры, хлынувшие с Запада, освоили их, разочаровались и опять стали нормальными, начали заниматься тем, чем нужно". "Значит, возрождения фашистской идеологии не боитесь?" - спрашиваю я. "В России? - удивляется Игорь Павлович. - Да у нас эта война в генах! Ее ужас до сих пор в крови, хотя это уже 3-е поколение после войны. И наши дети, видя захоронения и часто общаясь с живыми свидетелями тех событий, эту войну по-своему переживают. Они еще внукам своим рассказывать о ней будут! Поэтому, думаю, "прививка" от фашизма у нас надолго".

И хочется верить, что эта "вакцина" подействует на всех. Но... "Теперь в Знаменской роще гаражи будут строить", - говорит, завершая рассказ о том, как плакали над некоторыми находками поисковики, Игорь Павлович. И, читая недоумение в моих глазах, вздыхает: "Так теперь хотя бы на расчищенном месте. А то ведь раньше строили прямо на костях, а некоторые останки в близлежащий овраг сбрасывали!".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах