С Богом в контакте. О жизни монастыря в Борисовке можно узнать в соцсети

Татьяна Черных / АиФ

Корреспондент «АиФ-Белгород» впервые познакомилась с этой обителью в одном из молодежных пабликов Белгорода,  увидев ссылку на страницу Борисовского Тихвинского женского монастыря, которую ведут сами монахини.

   
   

«Для всех неравнодушных»

«Приглашаем всех неравнодушных людей в группу монастыря, – так начинается эта интернет-страница. –  Здесь мы будем помещать ежедневные репортажи о том, что происходит в древней обители, как новые тихвинские сестры справляются со своим немалым хозяйством и как Господь отвечает на их молитвы».

А дальше идут коротенькие рассказы и фотографии из монашеской жизни  – о послушаниях, о быте и молитве сестер, о том, как благодаря пожертвованию белгородской семьи в обители появились колокола. Раньше батюшка созывал всех на молитву, ударяя в пустые газовые баллоны, подвешенные возле храма. «Богородица Сама здесь все устраивает после долгого забвения - и слава Богу», – пишут монахини.

Фото: Коллаж АиФ

Ехать до Борисовки из Белгорода – около часа, меньше 50 километров. Поднимаемся на монастырскую гору – и вот она, обитель. Красочные растяжки на стенах кирпичных корпусов: «Тихвинскому монастырю 300 лет», «Возродим родную обитель». В начала 18-го века на этом месте впервые зазвучала монашеская молитва. 

Монастырские стены Фото: АиФ / Татьяна Черных

– Пока у нас приход, община, – рассказывает нам после службы игумен Иннокентий. – Но мы обязательно отстроим и монастырский храм, проведет работы, чтобы найти фундамент того Тихвинского собора, который был здесь когда-то.

Служба, панихида, молебен – все идет неспешно, по-монастырски. Оглядываю храм – по стенам много больших икон, большей частью старинных; сестры говорят, их стали приносить в обитель жители Борисовки, сохранившие святыни со времен закрытия монастыря. Стены еще не покрашены, кое-где облупилась штукатурка, но уже проведены трубы и батареи:  до наступления холодов у общины одна из главных задач – сделать отопление.

Тихвинский женский монастырь основали на пожертвование графа Шереметьева, владельца Борисовской слободы. По преданию, во время Полтавского сражения Бориса Петровича Шереметьева спасло от неминуемой гибели заступничество Божьей Матери, чей Тихвинский образок он носил на груди. Осколок снаряда пробил латы, но граф чудом уцелел. Шереметев и его потомки заботились о монастыре, регулярно выделяя на содержание солидные суммы. Потом 20-е годы 20-го века, закрытие монастыря, запустение. Его  новейшая история началась всего четыре месяца назад, 23 июня  2014 года – именно в этот день из Рязанской области в Борисовку приехали сестры и отец Иннокентий.

   
   
В монастырском храме Фото: АиФ / Татьяна Черных

Тогда, по словам сестер, ни к одной двери, ни к одному строению было не подойти – все заросло бурьяном в человеческий рост. За три месяца всю территорию обители полностью расчистили, и теперь по дорожкам можно пройти и к корпусам, и к хозяйственным постройкам. Батюшка показывает нам хозяйство: здесь восемь коз, корова, и есть помещения для кур и кроликов. Двух коз, породистых, молочных,  сестры привезли с собой из Рязани, а остальных, как и корову,  передали монахиням добрые люди. Много и других приношений – продукты, вещи – все несут борисовцы в обитель, помогая сестрам обосновываться на новом месте.

Фото: Коллаж АиФ

Условия были не из легких: ни воды, ни канализации, ни посуды, ни нормальных помещений. Сейчас постепенно обустроились, провели воду, электричество – в этом очень помогли городские власти, мэр Борисовки  Алексей Хуторнов.

– Мы сюда сначала и не собирались, – признается старшая монахиня, матушка Иова – именно она, кстати, как старшая,  и ведет монастырскую страницу в соцсети, в трапезной у нее для этого есть свой рабочий уголок, где стоит ноутбук.

– Так получилось, что мы, монахини, в Рязани все оказались вне стен монастыря,  по разным причинам – кто-то вышел из обители досматривать престарелых родителей, кто-то был подстрижен, живя  в миру. Да и обители сейчас  более охотно берут молодых, здоровых, а самой младшей нашей сестре 55 лет. Но все происходит по воле Божией и по молитвам нашего настоятеля – без него мы бы ничего не смогли сделать. Прибыли с ним сюда – и сразу поняли: здесь мы дома.

В Белгородскую области приехали первые семь сестер, а всего в рязанской общине – 16 человек, и остальные сестры, самые пожилые, тоже приедут, когда более-менее наладится быт.

– Сейчас первая наша задача  – сделать для матушек нормальные бытовые условия, чтобы  у каждой была своя келлия, где можно было бы спокойно жить и молиться, – говорит отец Иннокентий.

Святое место

Кроме домового храма, осталось еще две монастырских постройки – из более чем 40 корпусов, которые были здесь до закрытия обители. Но есть здесь остаток древней стены монастыря, вдоль которой проложена дорожка.

– Как в Дивееве есть Канавка Пресвятой Богородицы, так у нас тут эта дорожка – можно ходить по ней и молиться, – говорит матушка Иова.

Часть старинной стены и тропинка Фото: АиФ / Татьяна Черных

Спрашиваю ее о прочитанном в Интернете – о якобы недовольстве обителью со стороны соседнего заповедника, на территории которого также остались монастырские корпуса, - мол, ученые опасаются, что монахини их отберут.

– Нет, мы с заповедником соседствуем мирно. Нам бы с тем, что есть, справиться, – работы и так край непочатый!  – говорит  матушка Иова. – Мы не претендуем даже на святыню монастыря, чудотворную Тихвинскую икону Божией матери – ее сохранили в Михайловском храме Борисовки. Пусть  люди молятся там, как привыкли.

Храм этот, кстати,  хорошо виден с монастырского холма – отсюда вообще открывается чудесный вид на окрестности. Батюшка показывает нам на косогор, говорит – вот прекрасное место, чтобы выращивать виноград, ведь в Борисовке особый, более мягкий климат, не зря эти края именуют «Белгородской Швейцарией».

Вид с монастырского холма на Борисовку Фото: АиФ / Татьяна Черных

После службы в трапезной встречаем нескольких подростков – они помогают матушкам накрывать на стол, затем вместе со всеми обедают. Спрашиваю, кто они, откуда – говорят, приехали к батюшке из окрестных сел.

– Это дети, в основном, из неблагополучных семей, – поясняет позже отец Иннокентий. – Мы о них заботимся, как можем, и они нам помогают.  И как бы ни сложилась в дальнейшем их жизнь, уверен – ни у кого из них не поднимется рука что-то украсть или кому-то навредить. Знаете, как говорят – нельзя обмануть землю и детей.

Здесь и дальше намерены вести  и развивать социальную деятельность: открыть воскресную школу, православный кинолекторий. Как знать, может быть, в будущем возродятся и монастырские промыслы, иконопись – ведь борисовское иконописное письмо  когда-то славилось на всю Россию!

Местные инокини

Спрашиваю – почему же местные жители сами не начали возрождать обитель? Батюшка адресует мой вопрос  к двум сестрам, совсем недавно принявшим постриг  с именами Ольга и Мария – обе они из Борисовки,

– Когда тут рядом поставили крест, еще в 1999 году,  в память об обители, мы сюда часто приходили, молились, и все с горечью смотрели на это запустение, – говорит инокиня Мария. Она, кстати, много лет проработала в районной администрации, в конце 90-х воцерковилась, а когда вышла не пенсию, Бог привел ее в обитель. – Сейчас я прихожу к себе домой, смотрю – дети выросли, у всех своя жизнь, все, слава Богу, благополучно, и хочется поскорее обратно в монастырь.

Мы уже собираемся уезжать, когда матушка Иова говорит, что скоро в обитель приедет Владыка Софроний.

– Он у нас часто бывает, во все наши дела вникает, – замечает она.  И правда, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний приезжает и сразу идет осматривать храм,  хозяйство. Хвалит корову – ее недавно привезли из Курской области  и пока еще не выпускали из хлева.

– Главной особенностью этого монастыря будет не его хозяйство, хотя, возможно, когда-нибудь здесь будет создан паломнический центр, – говорит Владыка Софроний. – На Белгородчине много православных людей, которые могут помочь обители. Главное, что здесь возродилась монашеская жизнь,  началась непрестанная молитва.

Спрашиваю Владыку, как он относится к тому, что о монастыре можно прочитать в Интернете – ведь монашеская жизнь для мирян закрыта.

– А вы заметили, как много молодежи заходят на эту страницу? – замечает Владыка Софроний. – И это очень хорошо, я считаю, это притягивает молодежь, многое объясняет в православной жизни, вот так, через доступные ресурсы –  получается тоже своего рода проповедь. Об этом монастыре пока еще мало знают даже у нас в области – а надо, чтобы знали, что возрождено такое святое место, знали,  какие люди прилагают для этого усилия.

Возле храма Фото: АиФ / Татьяна Черных

Люди действительно  замечательные, – все вспоминаю спокойные светлые лица пожилых монахинь, мудрый, с прищуром, взгляд отца Иннокентия, лица прихожан-борисовцев, детей, которых привели к причастию, подростков, приехавших «до батюшки» , и то, как отдыхала на солнышке матушка Иова после службы, и как читала сестра неусыпаемую Псалтирь – главное дело возрожденной обители, непрестанная молитва ко Господу.

Фото: АиФ / Татьяна Черных

Историческая справка

Возвращаясь после победы из-под Полтавы в 1709 году, Петр I заехал к своему соратнику и другу, фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву  в имение Борисовка и прогостил там шесть недель. Здесь-то Шереметев и поведал государю свое сердечное желание построить женскую обитель. Легенда гласит, что Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над рекой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Фельдмаршал подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении. К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями.

Но самое необычное случилось в 1714 году. 1 января был утвержден устав монастыря, составленный самим Шереметевым. Назывался он «Завет или артикул, как содержать новопостроенную обитель». Редчайший случай в истории: устав монастыря составляет не монах, не старец-аскет, не митрополит, а полководец.

Фото: Коллаж АиФ

С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ. Дело это в Борисовке привилось и настолько окрепло, что уже в начале XIX столетия о борисовских иконах знала вся страна. Сестры занимались иконописью, дощечным, киотным, позолотным и «иконообдельческим» ремеслом, то есть украшали иконы золотой и серебряной фольгой. К началу XX века иконы в Борисовке писало 442 человека.

Паломники получали от Тихвинской иконы множество исцелений, зафиксированных монастырскими документами.   Вот некоторые из них. В 1801 году одного тяжелобольного человека везли в Киев. По дороге путники остановились в Борисовке для ночлега. Отец и мать больного, сопровождавшие его в поездке, в ту же ночь увидели один и тот же сон. Им явилась Дева необыкновенной красоты и величия и сказала: «Куда вы везете больного? В Киеве у Меня богатый дом, и многие посещают его, а здесь у Меня убогий дом, и редко кто посещает его». Проснувшись, они рассказали друг другу, что им снилось, и оказалось, что сны их одинаковы. Они стали расспрашивать хозяина дома, нет ли где поблизости какой-нибудь святыни. Хозяин указал им на женский монастырь, где находилась чудотворная Тихвинская икона. Родители больного решили отвезти его в обитель. В монастырской церкви по их просьбе был отслужен молебен, и затем расслабленный приложился к чудотворному образу. Тотчас же больной почувствовал, что силы его укрепляются. Из храма он вышел уже без посторонней помощи,  совершенно здоровым. В 1842 году при Тихвинской иконе в Борисовской обители исцелился сын купца из города Корочи. 10-летний мальчик не мог ходить. Услышав о чудесах, совершающихся у Тихвинского образа, родители решили отвезти своего сына в Борисовский монастырь. Едва они дали обет сделать это, как сын их тотчас исцелился.

В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детдом. Монахинь разогнали, храмы закрыли.   11 декабря 1999 года Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил на месте обители поклонный крест и камень. К этому памятному месту ежегодно 9 июля совершается крестный ход в престольный праздник поселка Борисовка  - день прославления чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Смотрите также: