Охранительница города. Явлению Смоленской иконы Божией Матери – 315 лет

Смоленская икона Божией матери – одна из самых почитаемых на Руси. © / Белгородская епархия

Предание XVIII века

По преданию, свидетелем чуда стал часовой – об этом говорится в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание: «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражён был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».

   
   

В тот же год на месте этого чудесного события была построена часовня, в 1705 году возведена деревянная церковь, а с 1727 года начал строиться каменный собор.

Cмоленская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых икон на Руси, наряду с Владимировской и Казанской иконами. Поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, который восседает на левой Её руке, восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»). На Русь этот образ попал в 1046 году, когда византийский император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил её именно этой иконой. После смерти Всеволода его сын Владимир Мономах перенёс икону из Чернигова в Смоленск, где она и получила своё название – Смоленская.

По преданию, икона прославилась как великая защитница от вражеских войск. Так было во времена нашествия Батыя, были и другие случаи. В начале XVIII века Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяжённости Белгородской черты и Белгородского разряда. И не удивительно, что свидетелем явления иконы-охранительницы стал именно часовой, нёсший вахту у восточных ворот Белгородской крепости.

История храма

Фото: Белгородская епархия

Начало строительства каменного двухэтажного Смоленского собора приходится на период относительно мирной истории губернского центра. Если говорить об архитектурном облике храма, то нужно заметить, что в XIX столетии он основательно перестраивался. В целом же его архитектура характерна для Слободской Украины и порубежной с ней зоны России, хотя и имеет свои оригинальные черты.

Собор относится к памятникам с вертикально вытянутым основным объёмом, завершённым малым восьмериком. Такие храмы были распространены уже в самом начале XVIII века. По поводу расположения престолов почти все исторические материалы свидетельствуют, что в первом этаже находился главный из них – Смоленский, а во втором – Петропавловский.

В 20-х годах XX века храм был закрыт и разграблен и долгие годы находился в запустении. Когда прекратились службы, в стенах собора стали устраивать склады, в том числе нанёсший огромный ущерб алтарю первого этажа склад химикатов. После войны собор дважды пытались взорвать, уничтожить, снести с лица земли – в 1958 и 1974 годах, но крепкое здание выстояло. Храм вернули верующим в 1992 году.

   
   

Настоятель Смоленского собора протоиерей Павел Вейнгольд вспоминает:

«К моменту освящения верхнего храма в 1996 году – в июле он освящался, а в июне было вывезено 40 КрАЗов мусора. Когда работы в верхнем храме только начались, туда было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие дыры в кладке. Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Нам помогали в восстановлении собора военные Белгородского учебного центра, у нас с ними с тех пор продолжается дружба. А всего за время восстановления собора было вывезено 763 КрАЗа мусора! И всё это переносилось на хрупких женских плечах, потому что нам помогали очень многие верующие люди, в основном это были женщины. Определённые сложности были и с самим зданием. Мы обратились к специалистам по поводу укрепления сводов верхнего храма. Своды были разрушены в войну попаданием нескольких артиллерийских снарядов, которые из-за толщины стен взрывались внутри них и как бы «раздували» их, а после войны там выросли деревья, их корни расшатывали кладку. Специалисты сказали тогда, что все работы и службу нужно прекратить, что это опасно. И когда мы поняли, что помощи не дождаться, то сами все эти «раны» в кладке самостоятельно «затянули», используя железнодорожные домкраты, и кладка встала на место. Колокольный звон в храме возо­бновили в Великий Четверток 20 апреля 1995 года».

Батюшка считает, что храм не должен остаться в памяти людей разрушенным.

«Стыдно за наших предков, допустивших такое поругание святого места, – говорит отец Павел. – Хотелось бы, чтобы Господь изгладил и простил это прегрешение, чтобы в памяти народа Смоленский собор навсегда оставался таким же величественным и прекрасным, какой он есть сейчас».

Смоленский собор: вид современный. Фото: Белгородская епархия

Чудеса не прекращаются

Когда духовенство храма подверглось репрессиям и храм был закрыт, чудотворная икона Смоленской Божией Матери и другие святыни сохранялись в домах благочестивых жителей города. Перед иконой все эти годы гонений не прекращалась молитва. И сам собор, даже будучи полуразрушенным, пребывая в запустении, в годы войны хранил жизни белгородцев – в нём, в его крепких стенах спасались от бомбёжек, потому что дома вокруг были разбомблены, об этом известно из рассказов старожилов.

Сама икона, по словам отца Павла, хранилась в серебряном окладе. Когда же решили, что ей необходима реставрация, ризу сняли – оказалось, что там внутри набиты газеты 1925-27 годов, и что сам оклад не принадлежит этой иконе – в ризе были несовпадения с ликом Спасителя и Богоматери, а на самом окладе можно было различить отпечаток сапога. Видимо, оклад кто-то сорвал с другой иконы, но так как серебро было очень тонким, просто бросил, да ещё и наступил сапогом. А благочестивые люди, чтобы сохранить чудотворную икону, этот оклад использовали.

«Перед иконой всегда молились, и от неё не прекращались чудеса, – говорит отец Павел. – Хотя мы материальную благодарность за чудеса и исцеления не вывешиваем перед иконой, но таких подношений на самом деле очень много. Да, люди жертвуют от сердца, спаси их Господи, но я считаю, Богородице не это нужно. К 300-летию явления иконы в её честь был написан акафист. А потом со временем возникла необходимость в серьёзной реставрации, за которую взялись в Троице-Сергиевой Лавре. Но прежде чем икону взяли туда, мы сделали её фотокопию, которую освятили на самой иконе. Икона ушла на реставрацию, её не было довольно долгое время, а чудеса не прекращались! А потом, когда икона вернулась, мы заметили, что лики Божией Матери и Спасителя порой как бы меняют выражение – бывает благосклонное, бывает и суровое, а самое радостное, я заметил, – когда читается акафист, а читается он каждое воскресенье. Кто не верит, может сам прийти и убедиться – икона всегда находится в нижнем храме на центральном аналое».

Икона Смоленской Божией матери всегда встречала всех входящих в город и провожала тех, кто его покидает. И в наши дни по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна каждый месяц совершается объезд с иконой вокруг города. Белгородцы молятся перед ней, и Владычица Небесная дарует нашему городу мир и благоденствие.

Смотрите также: