Соцвыплаты сократят? Льготников много, а бюджета мало

   
   

Адресная экономия

комментарий
Евгения Никулина, завкафедрой экономики Института экономики НИУ БелГУ: - Появление подобного законопроекта подтверждает, что в условиях экономического кризиса федеральным и региональным властям приходится идти на непопулярные решения. Правительство и губернаторы регионов хоть и обещают сохранить социальные обязательства, но признают, что доходы субъектов федерации сильно упали, а долги возросли. В первом квартале 2015 года 26 регионов сократили расходы на образование, 22 - на здравоохранение, 16 - на соцзащиту. О существенных проблемах при формировании регионального бюджета на 2016 год уже заявили губернаторы Амурской, Иркутской, Новосибирской, Пензенской, Тюменской областей. Бюджет Белгородской области на 2016 год должен быть внесён правительством Белгородской области на рассмотрение и утверждение в Белгородскую областную Думу не позднее 16 ноября 2015 года. Предварительно он планировался по доходам 52 млрд 214 млн 81 тыс. рублей, по расходам - 57 млрд 4 млн 245 тыс. рублей с бюджетным дефицитом 4 млрд 790 млн 164 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2016 года приблизится к 45 млрд рублей. Воспользуется ли правительство области возможностью сокращения социальных расходов бюджета благодаря предлагаемой «оптимизации» социальных льгот в условиях двузначных темпов инфляции и снижения реальных доходов, пока неизвестно.
Цель законопроектов, размещённых на официальном сайте Госдумы РФ,  – «оптимизировать предоставление отдельных мер соцподдержки, в том числе исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости, при их предоставлении в субъектах РФ».

«Оптимизация» в переводе с языка чиновников означает сокращение расходов бюджета. Законопроект даёт возможность, не сокращая перечень пособий, сократить число их получателей, чтобы как бы выполнить как бы в полном объёме взятые на себя государством в последние годы социальные обязательства.

Например, ежемесячное пособие на ребёнка. Из действующего закона убирается слово «ежемесячное», потому что с нового года региональные власти смогут определять не только размер этого пособия, порядок его назначения и индексации, но и «условия и периодичность его выплаты»: может, раз в месяц, а может, и в квартал, или вообще раз в год.

Докажи «нуждаемость»

Понятие «нуждаемости» означает беготню за справками и прочими документами. Ведь придётся доказывать, что семья нуждается в этих пособиях. Как правило, «нуждающимися» признаются семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи.

По принципу нуждаемости будут с нового года выплачивать и компенсации на оплату услуг детсадов, под сокращение попадут частично и дополнительные социальные гарантии врачам и учителям, работающим в сельской местности, вроде льгот на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Порядок выплаты компенсаций будет зависеть от социальной нормы жилплощади в данной местности и федерального стандарта стоимости предоставляемых услуг ЖКХ на 1 кв. м общей площади.

А ещё региональные власти смогут сократить свои расходы на выплатах пособий по званию «Ветеран труда». Предлагается ужесточить требования: для получения звания придётся проработать не менее 15 лет в данной отрасли или сфере деятельности, и при этом иметь не менее 25 лет трудового (страхового) стажа для мужчин и 20 лет – для женщин. А правительство отдельным подзаконным актом не только «определит» (читай – «сократит») перечень ведомственных наград и почётных знаков, которые дают право за звание, но и ограничит их выдачу годовой квотой.

   
   

Смотрите также: