В Белгороде состоялась литературная гостиная с философским уклоном

Владыка Иоанн с приглашёнными в литературную гостиную. © / Белгородская епархия

   
   

Первая в новом году литературная гостиная состоялась в Соборном зале здания Белгородской митрополии и была посвящена праздникам Рождества Христова и Богоявления. Выступления гостей на этот раз придали встрече новый историко-философский характер.

Встречу в гостиной предварили «Снежная выставка» художников Юрия Рязанцева и Александра Иванова, которые представили работы, написанные этой зимой, а также книжная выставка в холле митрополии «Светлые зимние праздники» – о том, как празднуется Рождество Христово в разных странах. Один из разделов выставки представил творчество известного российского философа, богослова, публициста и общественного деятеля Виктора Аксючица, который в этот вечер специально приехал из Москвы в Белгород вместе с супругой и дочерью.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн обратился ко всем гостям с приветственным словом:

«Вся история человечества разбивается на два этапа: когда люди ожидали пришествия Христа и когда Христос пришёл на землю и открыл для всех путь, ведущий ко спасению. И сегодняшний вечер мы посвятим приношению Богомладенцу Христу своих талантов, своей любви, подобно тому, как принесли Ему подарки волхвы».

О старце Ипполите

Гость из Курска, писатель Евгений Муравлёв, автор книги «Когда открывается вечность», рассказал, что это новое, дополненное издание посвящено удивительному человеку, архимандриту, духовнику братии и настоятелю Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря старцу Ипполиту (Халину).

«Отец Ипполит провёл 18 лет на Афоне, подвизался в числе первых монахов, которые из советской России были отправлены на Святую Гору поддержать пришедший тогда в упадок русский Свято-Пантелеймоновский монастырь, – сказал Евгений Муравлёв. – И он эту миссию вместе со своей братией осуществил и вернулся на родину старцем русской святоотеческой традиции. Он напитался духом вселенского Православия, которого катастрофически не хватало в России уже со времён Петра I, и сумел привнести этот дух, дать его почувствовать – эту мягкость южной школы Православия, эту красоту и любовь, которую он нёс в себе. 11 лет, до своей кончины в 2002 году, старец был настоятелем Рыльского монастыря, он стал действительно всероссийским аввой».

   
   

Свои таланты как приношение Богомладенцу Христу представили в этот вечер поэты и музыканты. Протоиерей Николай Германский, благочинный Ракитянского округа, презентовал свою новую книгу «Научи меня, Господи» – это стихи, которые были написаны в течение 10-15 лет. Перед гостями выступили также две поэтессы из Белгородского государственного технологического университета Татьяна Матюшкина и Лидия Белых.

Юная пианистка Ася Аксючиц, лауреат многих международных конкурсов, исполнила на рояле, на котором играл Сергей Рахманинов, его произведение. Также перед гостями выступили представители Белгородской государственной филармонии. Художественный руководитель филармонии Евгений Алешников исполнил под аккомпанемент семиструнной гитары песню Владимира Высоцкого. Русские народные песни прозвучали в исполнении солистки Веры Соколенко и дуэта баянистов.

О священномученике Никодиме

Директор государственного архива Белгородской области Павел Субботин представил свою новую книгу «Священномученик Никодим, епископ Белгородский. Жизнь, трагическая гибель, обретение мощей». Ровно 100 лет назад, зимой 1919 года, Владыка Никодим был расстрелян большевиками, пострадал за веру Христову.

«Шесть лет мы готовили издание биографии Владыки Никодима, потому что шесть лет назад состоялось обретение его мощей – здесь, на этом самом месте, во время земляных работ при строительстве здания митрополии обнаружили склеп, в котором были явлены останки Владыки, – сказал Павел Субботин. – Работала специально созданная идентификационная комиссия, и по итогам её работы было определено, а затем благословлено Патриархом Кириллом обретение мощей нашего священномученика. Но для многих из нас, даже тех, кто о нём знал и раньше, Владыка Никодим был человеком малоизвестным – что это был за человек, как прошла его жизнь, что он сделал для нашего города, что он сделал для других людей в других местах? Все эти сведения были отрывочны. Поэтому Владыка Иоанн благословил подготовить его биографию».

Владыка Никодим родился за Полярным кругом, и нам прислали о нём материал из музея Нарьян-Мара. Он учился в Архангельской семинарии – и нам присылали материалы из Архангельска. Он – человек с академическим образованием, закончил Санкт-Петербургскую духовную академию – и приходилось ехать в Санкт-Петербург. Из Калуги, где он был ректором семинарии, нам передавали материалы, архивные документы, то же самое – из Петрозаводска, из Курска. Огромное количество людей по всей стране помогали нам собирать материал о Владыке. И в этом смысле он связывает нас со всей нашей большой Родиной – а мощи его находятся здесь, в домовом храме Белгородской митрополии.

 О миссии России

О своей жизни и творчестве рассказал философ Виктор Аксючиц.

«Когда я поступил на философский факультет МГУ, я пришёл к своему дяде, он был священником, а впоследствии стал строителем храма Казанской иконы Божией матери на Красной площади, – вспоминает Виктор Владимирович. – Это был замечательный человек, и он меня спросил о моём философском настрое. Я сказал ему, что коммунизм – верное учение, но неверно строится. Он не стал со мной спорить, положил руку на Библию и сказал: «А что вы будете в коммунизме делать вот с этим?» Я тогда в первый раз в жизни увидел Библию, потому что – молодёжь этого не знает – вплоть до 1990 года эта Книга Книг была запрещена в нашей стране, её нельзя было продавать даже в храмах. Учась на философском факультете, я мог читать её только в спецхране ленинской библиотеки, и то со специальным разрешением. Дядя дал мне тогда Библию и посоветовал начать с Нового Завета – а мне было 23 года, и когда я впервые открыл Библию, я был ею сокрушён. Но это бездонное сокровище, которое открывается всю жизнь.К третьему курсу я сделал для себя философское открытие: оказывается, во всей истории мировой философии нет ни одного великого, крупного философа, который бы не верил в Бога. Нет среди философов атеистов! Впоследствии, когда прошло какое-то количество лет, я стал изучать русскую религиозную литературу и философию в самиздате – тогда и вышел на тот путь, который меня ведёт и по сей день. Русская религиозная мысль – это философия будущего, философия XXI века.

Мои размышления тех лет вылились в работу «Русская идея», которая впервые была опубликована в 1985 году. Формула русской идеи – Бог и Отечество. Мы – единственный народ в мире, который настолько был ведом высшими идеалами и вместе с тем настолько патриотичен. Все наши историки, начиная с Карамзина, были люди верующие, но как историки они были позитивистами, так как пытались обрести фактическую линию исторических событий. А меня интересовал, прежде всего, дух народа, народная душа. И так сложился ряд работ, которые я называю «историософией», одна из которых представлена здесь на выставке – «Миссия России».

В религиозном измерении одни и те же факты истории предстают совершенно в ином свете. И мы видим, что, несмотря на всю катастрофу XX века, русский народ выжил и возрождается. Более того, именно Россия определяет сейчас для себя и предлагает всему миру новую форму цивилизации, которую я охарактеризовал бы как «соборное человечество».

Владыка Иоанн подвёл итоги литературной гостиной собственными религиозно-философскими размышлениями:

«Наша планета не такая уж большая, и в космосе она как корабль, на котором человечество должно чувствовать себя единой командой, должно умело управлять им. Если оно этого не делает – эту команду сменят. В мире происходят процессы, при которых теряется сама суть человека как образа и подобия Божия, и это приближает нас ко Второму Пришествию. Для меня мерилом всегда было и остаётся Евангелие, Священное Писание, Божественное Откровение – именно оно даёт ясное понимание всего происходящего. А реальность такова, что людей всё больше фрагментируют, всё больше они замыкаются в своих сферах. И служение заменяется на кормление, и эта тенденция распространяется по всему миру. Чтобы это остановить, нам необходимо вернуться к Святым Отцам, нам нужно пройти путь, который приведёт нас к Вифлеемским яслям. Творчество для всех нас должно оставаться главным, потому что творчество – это соработничество Богу. Настоящее творчество – это всегда созидание того духовного пространства, в котором человек встречается с Богом».

Смотрите также: