Литературно-художественная гостиная в Соборном зале Белгородской митрополии прошла накануне Дня славянской письменности и культуры и была посвящена слову как движущей силе всего сущего в этом мире.
Слово как дар Божий
«Сегодняшняя гостиная начинается пасхальным Евангелием: «В начале было Слово», причём Слово с большой буквы, то Слово, которое стало плотью, которое созидало всё творение Божие и до сих пор созидает всех нас и защищает в нас человечность», – сказал, приветствуя гостей творческого вечера, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Почётным гостем вечера стал писатель и публицист Александр Казинцев – секретарь правления Союза писателей России, заместитель главного редактора журнала «Наш современник», прибывший на Белгородчину на вручение премии «Прохоровское поле».
Традиционно гостиная началась с выставки художественных произведений. Свои картины представил один из самых известных белгородских художников – Владимир Нестерков. Гости смогли увидеть 20 работ, часть которых посвящена евангельской тематике – укрощению бури, прозрению слепорождённого, предательству Иуды. Из цикла «Праведники земли Белгородской» художник представил портрет архимандрита
Серафима Тяпочкина, святые мощи которого, по упованию верующих белгородцев, возможно, в скором времени будут обретены в посёлке Ракитное.
Владыка Иоанн сделал в этот вечер подарок, пригласив после Троицы белгородских художников на 10 дней на пленэр в Свято-Троицкий Холковский монастырь – место замечательной красоты.
«Доверена нам мудрость поколений» – под таким названием в этот вечер представили книжную экспозицию, посвящённую Дню славянской письменности и культуры. Первая книга, написанная на кириллице, – Остромирово Евангелие – появилась в 1057 году.
«Подлинный шедевр книжного дела Древней Руси сейчас хранится в Российской национальной библиотеке, в специальном футляре из старого дуба. А на выставке представлено его научное факсимиле, то есть абсолютно точная копия той драгоценной книги XI века. Эта книга поражает своей красотой, своим восхитительным орнаментом. Каждый инициал здесь уникален, он не повторяется дважды. Например, только букв «В» здесь 135, и каждая имеет свой особенный орнамент», – рассказала заведующая отделом читальных залов Белгородской государственной научной библиотеки Юлия Гуменова.
Второй раздел выставки познакомил с изданиями, посвящёнными великим просветителям и праведникам русской земли. В этом году отмечаются юбилеи церковного деятеля XVII века Симеона Полоцкого, святого праведного Иоанна Кронштадтского и одного из самых любимых народом старцев – преподобного Серафима Саровского, прославленного русской Церковью в 1903 году по инициативе царя Николая II. Буквально накануне прославления вышла в свет книга «Старец Серафим и Саровская пустынь», представленная на выставке. В ней описаны жизнь и великие подвиги старца, а также его наставления для жизни христианина. Преподобный Серафим учил: «Слово – это великий Божий дар. А любой великий дар, в зависимости от того, как им пользоваться, может стать причиной и великого блага, и великого зла».
Творчество как приношение Богу
О силе слова говорил и митрополит Иоанн, выступая на творческом вечере:
«Когда Бог называл явления, творения, слово содержало в себе волю Божию, творческую энергию – это те энергии, о которых говорил святой Григорий Палама, те энергии, то есть действия Божии, которые приводят в жизнь всё творение. И мы с вами также живём в этих энергиях. Достаточно сказать, что, когда наступает смерть, у человека, казалось бы, всё остаётся при нём, но прекращается самое главное – уходит энергия жизни, уходит то, что дано Богом. Бог-Отец, творец видимого и невидимого мира, творит в наших сердцах до сих пор – и мы это чувствуем на Пасху, потому что на вопрос, где воскресает Христос, ответ простой: Он воскресает в нашем сердце. И это воскресение происходит потому, что мы любим Христа. И слово защищает наше сердце, потому что сердце – это пространство, где Бог встречается с человеком. И эта защищённость словом распространяется не только на человека, но и на народ. Народ защищает себя своими произведениями – эпосом, мифологией, литературой, и это охранительная функция слова. Слово как творение Божие и слово как воплощённый Логос – Христос, которому мы делаем приношения в виде наших талантов, в утверждении радости и любви».
Продолжилась гостиная музыкальным номером – митрополичий хор под управлением протоиерея Николая Кацы и юный солист Семён Штепа исполнили песню «Мама», музыку и слова которой написал митрополит Иоанн, посвятив её своей маме. Напомним, мать владыки Иоанна Людмила Алексеевна Студеникина скончалась 4 марта этого года на 81-м году жизни.
Следующим на сцену вышел протоиерей Николай Германский, который представил фрагмент научно-популярного фильма о воде, в котором говорилось и о таинстве Крещения, совершаемом через воду. От нас до конца сокрыто, что происходит с человеком в момент Крещения: божественная энергия, которую на церковном языке называют благодатью, снисходит на человека. Фильм завершился словами: «Мироздание создано Абсолютом. Каждое наше слово, как капля воды, – носитель мысли и источник информации, и за это мы должны платить Абсолюту любовью и благодарностью»
«Христос сказал, что Бог есть любовь, – и об этом нам повествует даже вода, – сказал отец Николай. – И смысл главной христианской православной службы, Божественной Литургии – это именно благодарение».
Протоиерей Игорь Кобелев представил в этот вечер гостям трёх молодых белгородских поэтов – Анастасию Кинаш, Максима Бессонова и Светлану Булдину, которые прочитали свои стихотворения.
Артисты Белгородской государственной филармонии – меццо-сопрано Оксана Никитина и сопрано Галина Зольникова – исполнили под аккомпанемент рояля, принадлежавшего Сергею Рахманинову, вокальные композиции на духовную тематику.
Завершил вечер своим выступлением Александр Казинцев. Он поблагодарил Владыку Иоанна и всё собрание за то, что здесь так серьёзно и трепетно говорят о литературе, за значимость и глубину этого разговора.
«Я 39 лет работаю в журнале «Наш современник», за годы мы удержались от многих соблазнов, всегда чутко слышали патриотов старой традиционной формации. Но сейчас в обществе всё меньше желания прислушиваться к тому, что говорят писатели. И уже само существование журналов под вопросом. Когда-то журналы в России насадила Екатерина II, как Пётр I – картошку, потому что она понимала, что власти нужен диалог с обществом, а в журнале его вести и эффективнее, и безопаснее. Газета – она как коробка спичек, может и вспыхнуть, а журнал – это размышления. И мы будем продолжать служить русской идее, русскому слову, потому что идея воплощена в слове, и жизнь народа вопрошена в слове, в литературе. А для этого нужно привлечь молодёжь – и сейчас молодёжь есть в литературе, хотя ничего хорошего не обещает ей литературная перспектива».
«Ваше свидетельство о литературе для нас очень ценно, – сказал митрополит Иоанн. – Эта проблема есть – все мы чувствуем, как не хватает сегодня добротной литературы. И поэтому, создавая нашу гостиную, мы стремились, прежде всего, поддержать и наших писателей, и создать творческую площадку для молодых талантов».
Митрополичья гостиная существует уже несколько лет, и в этот вечер Владыка Иоанн предложил издать к концу года альманах её авторов – как приношение на алтарь развития русской словесности и в защиту нашего языка.
Смотрите также:
- Любовью и единением спасем ся. Слова святого стали темой творческого вечера →
- Возьми свой крест. В митрополичьей гостиной говорили о смысле жизни →
- В Белгороде состоялась литературная гостиная с философским уклоном →