Наш регион – приграничный, и события на Украине так или иначе касаются и белгородцев. О том, как может развиваться ситуация дальше, мы сегодня беседуем с директором научно–образовательного центра межрегионального приграничного сотрудничества Белгородского госуниверситета, доцентом Виктором Сапрыкой, который является также членом рабочей группы российско–украинского еврорегиона «Слобожанщина».
Барьер границ
АиФ: – Виктор Александрович, как складывалась ситуация в целом на границах Белгородской и Харьковской областей до событий в Киеве и как складывается сейчас?
– В настоящее время социально–политическая ситуация у наших соседей на Украине сложная. Население России от Камчатки до Москвы сопереживает нашим бывшим соотечественникам. Но более всего проблемы Украины касаются жителей приграничных территорий, которых связывают самые тесные родственные, культурные и экономические отношения. При этом более двадцати лет мы живём в разных государствах, и не всегда политика наших правительств отражает наши естественные стремления к единению. Результаты социологических исследований, проводимых нашим центром межрегионального приграничного сотрудничества, свидетельствуют, что более 90% населения Харьковской и Белгородской областей ощутили действие государственной границы на себе и хотели бы избавиться от отрицательного влияния этого барьера.
– Но ведь и Украину нельзя назвать монолитно единым государством?
– Да, но для понимания ситуации в приграничье нужно понять процессы, происходящие на Украине в целом. Для этого есть факторы внешние и внутренние. Ситуация, которая сложилась сегодня на Украине, обусловлена, прежде всего, культурно–историческим контекстом формирования её государственности. Рассмотрение различных социологических исследований, политической карты выборов на Украине позволяет отметить разделение электоральных предпочтений и культурных идентичностей юго–востока и северо–запада Украины. Промышленно развитые юго–восточные регионы Украины, с большим инновационно–научным потенциалом, экономически связаны с хозяйственно–промышленным комплексом России. В то же время северо–западные регионы Украины ориентированы на партнёрство с Европейским союзом, в частности, большинство населения имеет не только типичные для приграничных регионов историко–культурные связи, но и заинтересованность в трудоустройстве в Европе.
Одним из основных экономических направлений западных регионов является развитие туристско–рекреационных зон. Примечательно, что большинство избранных украинских президентов в своих предвыборных компаниях ориентировались на вектор интеграции с Россией, а получив власть, вели прозападную политику. Зачастую это обусловлено некоторой социально–политической инертностью населения юго–востока Украины и отсутствием возможностей отстаивать свои интересы.
Сценарии раскола
– Не обходится и без вмешательства западных «друзей»?
– Анализ внешних факторов позволяет отметить, что Европейский союз и США проводят системную политику на сближение с Украиной, это подтверждается политикой Восточного партнёрства, программами приграничного сотрудничества, наличием множества проектов для поддержки общественных организаций, академической мобильности, привлечения лидеров к программам ЕС и т. д. В то же время даже на приграничье можно отметить отсутствие подобных интеграционных проектов и программ совместно с Российской Федерацией. Все отмеченные факторы, на мой взгляд, и привели к социально–политическому противостоянию и возникновению такого феномена, как «Евромайдан». Развитие событий позволяет наблюдать усиление напряжённости, отсутствие реакции официальной власти, неспособность лидеров оппозиции контролировать «революционные» процессы, и, как следствие невозможность политического компромисса.
– Как, по–вашему, события будут развиваться дальше?
– Можно выделить несколько сценариев развития внутриполитической ситуации на Украине. Первый сценарий подразумевает мирное урегулирование конфликта, возврат к Конституции 2004 года, проведение досрочных выборов и определение внутренних и внешних приоритетов с сохранением унитарной Украины. Этот сценарий наиболее устраивает протестующих и направляющие силы «Евромайдана». Можно прогнозировать, что при этом страна продолжит евроинтеграционное движение, а население наших приграничных территорий столкнётся с усилением барьерной функции границы. Будут разрушаться экономические, кооперационные связи, наблюдаться усиление спада промышленности юго–востока.
Второй сценарий подразумевает активные действия существующей власти Украины, в том числе по государственному переустройству, с её возможной федерализацией. Действующая власть будет искать компромиссы с оппозицией для мирного урегулирования конфликта. Данный сценарий максимально подходит для реализации экономического потенциала Украины, промышленности юго–восточных регионов, так как подразумевает максимальную децентрализацию, что отвечает стандартам как ЕС, так и России. Приграничные территории получат новый толчок к развитию, а барьерные функции границы максимально снизятся.
Пессимистический вариант предполагает эскалацию насилия вплоть до гражданской войны. Недавно в Харькове прошло учредительное собрание «Украинского народного фронта» в ответ на формирование сил обороны «Евромайдана» и захваты областных администраций в западных регионах Украины. Данные процессы имеют под собой глубинные противоречия и могут привести к бесконтрольной агрессии. В данном случае в приграничных регионах России будут приниматься адекватные меры по обеспечению безопасности.
Однако я надеюсь на реализацию максимально мирного сценария развития событий, который даст возможность сохранить и преумножить благополучие людей.
Смотрите также:
- Экономист Дмитрий Ломсадзе: ««Кличко и экономика» – звучит смешно» →
- В сети обсуждают заявление украинских властей об атаке Белгорода →
- В Белгороде прошел международный форум «Приграничье – 2014» →