АиФ: – Дмитрий Георгиевич, отразятся ли разногласия с украинским руководством на экономических связях с Воронежской областью или нет? Ведь сотрудничество, казалось бы, выгодно всем.
Дмитрий Ломсадзе: – Нет абстрактной Украины. Есть конкретика. Например, кооперативная политика ВАСО и ОКБ «Антонова» никак не связана с политическими событиями. Другое дело, что может произойти коллапс финансовой системы, не будут работать банки, возникнет риск неплатежей. Это технические факторы, которые могут задержать поставки комплектующих для самолётов Ан-148.
С Украиной сотрудничают и завод «Воронежсинтезкаучук», и россошанские «Минудобрения», и «Воронежстальмост», но это не те объёмы, потеря которых катастрофична для Воронежской области. К тому же Украина никогда не станет страной с натуральным хозяйством, где все живут с огородов. Восток и Юг Украины – это технологическая зона, ориентированная на связи с Россией. Они частично утрачены, но будут восстанавливаться. А вот у нас проблема с «Семилукскими огнеупорами», которые поставляли продукцию для металлургических комбинатов на Украине. В этом случае мы теряем связи вне зависимости от политической ситуации.
Я оптимистично смотрю на то, как будут развиваться события. Нас услышат и в Киеве, и в регионах Украины, и в Европе, и в США. А региональная политика всегда идёт в фарватере государственной и межгосударственной. Думаю, еврорегион «Донбасс» - проект Воронежской, Луганской, Донецкой и Ростовской областей - выйдет на новый уровень. Появляются политмотивы, которые будут подталкивать экономические процессы. Это неизбежно. К власти в Луганской и Донецкой областях придут люди не просто пророссийски ориентированные, а ищущие любые каналы взаимодействия.
Цирк-шапито
– Но ведь новое киевское руководство берёт курс на ассоциацию с ЕС. Не поставит ли это крест на том же еврорегионе «Донбасс»?
– Скорее наш еврорегион «Донбасс» примет активное участие в поминках по самому Евросоюзу! Ну, а то, что Янукович и Азаров не подписали это «замечательное» соглашение, просто подтверждает, что наши украинские партнёры взяли и прочитали, наконец, все 900 страниц документа. По нему у Украины нет экономического, а, стало быть, и государственного суверенитета. Представьте только, что чернозёмы будут сертифицировать евроэксперты, а в противном случае нельзя будет продать в ЕС ничего из того, что выращено! А квотирование? Украина производила и экспортировала 15 млн т зерна, а ей ставят квоту – 200 тыс. т. О каком партнёрстве идёт речь? Это колониальная политика.
Понятно, что Яценюк и Турчинов подпишут всё, что угодно. Но наш президент озвучил, что для нас эта власть юридически не существует. И какие бы воззвания она ни писала, механизмов реализации, в том числе финансовых, нет. «Революционеры» с майдана почему-то искренне думают, что власть – это помещение, в котором сидят госслужащие. А власть – это очень сложные инструменты управления процессом. Если Азаров оценивал прямой ущерб сразу же после подписания соглашения в 20 млрд евро, а последствия - в сотни миллиардов евро, то сейчас цифры увеличились. Это сумасшедший дом, цирк-шапито. Легитимность власти надо подтверждать делом. Не конфликтами с Россией, Крымом и Юго-Востоком Украины, а реальной политикой. На всякую силу найдётся другая сила. Поэтому то, что шаг за шагом делает Россия, - это, как раз, возврат в правовое поле.
Территории будут решать вопросы легитимности местной власти. Местные парламенты будут принимать решения, обеспечение которых связано с финансовой поддержкой России. Если будет реализована модель Крыма, Россия независимо ни от чего будет оказывать финансовую помощь всем субъектам, которые выразили интерес в её направлении - не просто вывесили флаги, а реально переформатируют власть на местах. Мы не будем давить на Харьков, Луганск, Одессу и т.д. Люди сами будут определяться.
– То есть олигархи, которых назначают руководить соседними регионами, не удержатся?
– Была «семья» Януковича. Захват власти прошёл под лозунгом «Банду геть!». Но чем отличаются кланы Коломойского, Таруты, Фирташа, Ахметова, Тимошенко? Ничем. Губернатор-олигарх тут же начинает передел собственности. Он решает свои вопросы, а не вопросы выплаты пенсий, зарплат бюджетникам и т.д. Он уже не власть. Пусть назначают кого угодно хоть президентом, хоть дежурным по кухне. Эта камарилья уйдёт. Я долгие годы езжу на Украину и задаю разным людям – дипломатам, политикам, министрам периода Юлии Тимошенко и Николая Азарова - один и тот же вопрос. Спрашивал даже министра Толстоухова, члена кабинета Юлии Тимошенко, который назначал всех остальных министров: «Назовите мне фамилию человека, с которым Украина может связать перспективы своего развития». Всегда были политики, решающие свои частные задачи. А политического деятеля нет. Нет лидера нации.
Без оглядки на Киев
– Не затянутся ли передел собственности и хаос надолго?
– Вряд ли. Как принято у «конкретных пацанов»: сядут на бережку и всё быстро поделят. Есть информация, что господин Яценюк уже рассматривает вопрос продажи всей газотранспортной системы Украины компании «Шеврон». Куда попадут вырученные деньги? «Распил» – это международная практика… В мутной воде легко отхватить самые жирные куски. Но ведь потом бизнес надо сделать эффективным, а это очень сложная задача. Люди, пришедшие к власти, от экономики далеки. «Кличко и экономика» – звучит смешно. Его главный консультант – Пинзеник. Это украинский Гайдар. Это развал, шоковая терапия и крах. «Тягнибок и экономическая политика» - ещё смешнее. Можно говорить о «Батькивщине». Но Яценюк и Тимошенко тоже проявили себя как «эффективные менеджеры».
Ещё во времена Януковича Ренат Ахметов пролоббировал закон о продаже земли нерезидентам – уже готовились к тому, что украинские чернозёмы и инфраструктура будут продаваться. У государства, которое готовы продать кому угодно – хоть марсианам, – перспектив нет.