В начале ноября Евгений Капустин, директор центра международного образования и сотрудничества БГТУ им.В.Г.Шухова, вместе со своим двоюродным братом Романом Иглиным, председателем Федерации мотоциклетного спорта Белгородской области, вернулся из кругосветного путешествия. Он рассказал «АиФ-Черноземью» о гостеприимных поляках, таежных дорогах и лучшем городе на Земле.
Россия и дороги
Иван Логинов, АиФ: Каков был ваш маршрут?
Евгений Капустин: Мы были в дороге 142 дня – это почти 5 месяцев. Пройдено почти 50 000 км только на мотоциклах, совершено 3 перелета через океаны. Мы проехали вначале по России и Казахстану, до Дальнего Востока, затем из Владивостока переправились в южнокорейский Данхэ, а затем проехали Южную Корею.
- А в Северную Корею не думали заезжать?
- На своем транспорте это невозможно. Россияне могут туда приехать только по организованной путевке. Из Южной Кореи мы направились в Лос-Анджелес, а затем проехали по США через 15 штатов, а далее по Панамериканскому шоссе отправились в Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Никарагуа, Гондурас, Коста-Рику, Панаму. Оттуда мы перебрались на пароме в Южную Америку – в Колумбию, затем Эквадор, Перу, Чили и Аргентина. А оттуда на самолете перелетели в Европу, сначала в Португалию, затем в Испанию, Италию, Францию, Германию, Польшу и через Белоруссию вернулись в Россию. Была мысль заехать на Украину, у нас там много друзей, но времени не хватило.
- А как ночевали чаще всего - в палатках или в мотелях?
- Ситуации были разные, ночевали и в палатках, и в мотелях. Были моменты, когда ехали сутками. На паром опаздывали в Панаме, так не спали около полутора суток.
- Где самые лучшие дороги?
- Может, я отвечу субъективно, но самая лучшая дорога, по которой мы ехали, - это трасса «Амур» в Сибири. Это мечта мотоциклиста: трасса идет через тайгу, пересекаешь реки по новым мостам. И пока едешь, понимаешь, что вокруг тайга на сотни километров. И, тем не менее, везде есть заправки, мотели, развитая инфраструктура. Завораживающая природа. Люди там очень гостеприимные.
Америка и «ленивые» байкеры
- Сибирь – это Россия, а как встречали в других странах?
- У нас на майках было написано Russia, и везде нас встречали хорошо. Мы были горды, что за нами стоит великая страна. Но кое-где на нас смотрели с опаской. Например, в США десятилетия антисоветской пропаганды заставляют простых американцев относиться к русским настороженно. Например, если ты человеку не улыбаешься в ответ, им кажется, что ты агрессивно настроен. Но потом, когда узнают нас ближе, прямо любить начинают. Они там вообще изумлялись нашему визиту, нашему кругосветному путешествию, нестандартному подходу. Приезжаем на конференцию в один из университетов США, там все в галстуках. И тут входим мы в дорожной одежде байкеров и говорим, что мы из России. Тут же все внимание к нам, и мы рассказываем про Белгородский технический университет, про Белгородскую область.
Были мы также на «Студжесе», самом большом мотофестивале в мире, который проводится в штате Южная Дакота. Туда приезжает до 700 тысяч человек из всего США. Причем удивительно - приезжают они на трейлерах, а потом выкатываю из них байки. Наши мотоциклисты считают этот способ путешествия ниже своего достоинства: байк должен быть самодостаточен. Ведь в трейлере может ездить и пенсионер.
- Гостеприимство в Южной Америке отличается от США?
В США большая русская диаспора, и нас сразу предупредили, что попадая в неблагополучные кварталы, надо говорить: «Ноу гринго, руссо». Это пригодилось нам в Центральной и Южной Америке, куда нас отговаривали ехать американцы, считая, что там опасно. А, оказалось, там очень любят Россию. Стоило только сказать: «Ноу гринго, руссо», - как они тут же улыбались, приглашали в гости.
Европа и пропаганда
-А в Европе как встречали?
- И в Европе к нам тоже было нормальное отношение, хотя там сейчас идет массированная антироссийская пропаганда. Но вот Роман, который заезжал в Германию отдельно от меня, рассказывал, что, когда приехал в Берлин, к нему подошел пожилой немец и, увидев российские номера, сказал по-русски: «Добро пожаловать».
Даже в Польше, которая активно выступает с антироссийскими заявлениями, простые поляки относятся к русским вполне адекватно. Роман простоял на своем мотоцикле на границе 14 часов. И простой поляк, понимая все напряженность ситуации, пояснил ему: «Это наше правительство мудрит. Но правительство - это еще не вся Польша».
- А это правда, что там много беженцев из Сирии?
- Точно сказать не могу, но, по-моему, правда. Я хотел заехать к своим университетским коллегам из Сербии, но меня отговорили, сказали, что можно простоять на границе несколько суток: она закрыта из-за наплыва беженцев с Ближнего Востока.
- Вы объехали весь мир. Какие города на вас произвели самое большое впечатление?
- Больше всего лично мне понравился Владивосток. Там много памятников архитектуры и военных монументов. Люди очень доброжелательные и гостеприимные. А какие во Владивостоке пляжи! Туда приезжают отдыхать даже китайцы. В сезон Японское море прогревается не хуже Черного. Но самое главное мое впечатление от путешествия: нет на свете страны лучше России! Я это говорю без пафоса и ура-патриотизма.
Смотрите также:
- Мотопутешественник: «Плохих дорог не бывает – бывает плохое настроение и неподходящая техника» →
- Автостопом по России и Европам. Чего стоит и не стоит бояться на дорогах →
- Репортаж журналиста АиФ: другая сторона границы →