О том, какой должна быть программа импортозамещения и для чего нужны страусы в Белгородской области, рассказывает Пётр Мирошин, председатель Совета директоров ЗАО «Бобравское».
Крепкое хозяйство
– Страусы – это наше недавнее приобретение, в феврале 2014 года мы запустили первый масштабный проект про страусоводству в Белгородской области. Но наше хозяйство имеет 4 000 голов крупного рогатого скота, бойню, которая одна из самых лучших в Ракитянском районе, мы производим 25 тонн молока в сутки, 500 тонн мяса говядины в год.
– Ваше хозяйство ведь и начиналось как молочно–товарная ферма?
– Мы начинали на базе колхоза «Красное Знамя» – на протяжении многих десятилетий это было экономически крепкое хозяйство, неоднократно занимало передовые места на районных и областных соревнованиях. Я пришёл работать в этот колхоз ещё в 1983 году, через три года после окончания Курского сельхозинститута. Учился сначала в Орловском сельхозтехникуме – сам я родом из Орловской области, окончил его по специальности «зоотехник», а в 1980 году окончил институт, получил диплом учёного–агронома. Поработал немного в Курской области, а потом переехал на Белгородчину – меня взяли в колхоз «Красное знамя» главным агрононом. Через три года я это хозяйство возглавил, и впоследствии оно было реорганизовано в «Бобравское». У нас хозяйство крепкое и было, и есть – в 2004, 2005 годах, например, мы вошли в число 300 наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий России по данным клуба «Агро–300». С 2008 года наше предприятие имеет сертификат племрепродуктора по разведению крупного рогатого скота (КРС) по голштино–фризской породе коров.
– Пётр Евгеньевич, как вы думаете, программа импортозамещения, которая реализуется в нашей стране и в области – что она даёт сельхозпроизводителям? Ведь даже ананасы хотят свои выращивать?
– Самое главное – не экзотические овощи и фрукты, не ананасы, самое главное, чтобы Россия сама себя могла обеспечить помидорами, огурцами, картофелем и редиской. Возьмите Польшу – сколько мы им помогали, а сейчас там если проехать – у каждого возле дома по полгектара, по гектару – сад. И после санкций теперь их продукцией пользуются господин Лукашенко и республика Беларусь. Хорошо, что у нас это тоже начало развиваться – у нас есть хозяева, которые не только готовы высадить товарные сады, но и, например, у меня есть знакомый, который вместе с женой выделил свои земельные паи и выращивает саженцы на продажу, то есть исходный материал. Надо, чтобы мы наелись собственной продукцией. Но нужна разумная политика государства – чтобы потом, когда с Европой помирятся, этот человек с садом, как и любой производитель, не оказался со своей продукцией один на один, без всякой поддержки.
Мясо для иммунитета
– Но если с садами всё понятно – как быть с мясом? Ведь разведение свиней на частных подворьях, например, у нас в области проблематично.
– Я бы накормил прежде всего детей – причём не свининой, а говядиной. В свинине много холестерина, а говядина очень полезна для детского организма, для роста, для иммунитета, для развития мозга. Кстати, страусиное мясо похоже на телятину, причём не только с виду – оно тоже красное. В нём, как и в страусовом яйце, самое низкое количество холестерина. Оно очень вкусное – мы поставляем его в Белгородской области в один из ресторанов, в один курский ресторан и на рынок в Москву. На всю Белгородскую область, к сожалению, только в нашем магазине в селе Бобрава возле храма можно купить товарную страусятину.
–Расскажите об этих птицах – что у них за характер, какие они?
– Это чёрные африканские страусы: те, что почернее и покрупнее – самцы, посерее и помельче – самки. Страус живёт 75 лет – вы понимаете, какой у него иммунитет? Если брать куриный бульон и страусиный – страусиный будет эффективней. Весит страус примерно 150 кг, выход мяса – около 45%. Хотя это, конечно, мясо деликатесное. Растёт он ровно год и два месяца, он более плодовит, чем КРС, раз в 20. Проблема только с инкубацией, на неё нужно 45 дней при 36 градусах тепла. Яйцо страуса весит от 1,2 до 1,5 кг, и содержит ровно 1 кг белка.
Я покупал стразу страусиные семьи, потом продал пару в санаторий Красиво. Живут страусы семьёй – две самки, один самец.
– А что едят страусы?
– Кормим мы их люцерной, они вообще щиплющие птицы, клевер они очень любят. Чем мы кормим КРС – тем же кормим и страусов. Всё у нас собственное, и корма тоже – у нас хозяйство полного цикла. Я вообще против накачивания мяса белком или протеином, ради быстрого созревания – это всё неестественно. У страуса инстинкт – он всё время что–то щиплет, у него нет зубов. Траву они едят измельченную, любят пророщенный овёс, тыкву, яблоки.
На ферме у нас их около 300 голов, и с ними справляются всего два работника – раздают корма, меняют воду. Страус – птица очень чистоплотная. Зимуют они в закрытых помещениях. Они не боятся холода, у них трубчатая кость, единственное, что для них страшно – это гололёд. Когда я строил эту ферму, я полмира объездил, интересовался, как их разводят. Так вот, чем больше загон, тем больше страусу здоровья. Мы в вольерах сделали песок на 1,5 метра глубины и каждый шириной 7–8 метров. Это такая компанейская, стрессовая птица – один побежит, и все за ним следом, бегут и не знают куда. А бегают со скоростью 70 км в час.
Когда он откладывает яйца – его не может взять ни лев, ни тигр, ни волк – коготь страуса участвует в обработке алмазов. Так что обслуживающий персонал всегда должен быть трезв. А чтобы остановить птицу – поднимают длинную палку с сапогом, страус тут же падает и ложится – думает, пришёл кто–то выше его. А насчёт головы в песок – это неправда. Ничего он не прячет.
«Хочу, как ты»
– А мясо страусовое – как его есть, как готовить?
– Страусятина готовится столько же, сколько и говядина. Шашлык на открытом огне из этого мяса не сделаешь. Мы, кстати, производим и страусиные колбаски, и полуфабрикаты из страусового мяса, это всё тоже лицензировано – есть помещение, холодильник, мы быстро это всё замораживаем. Тут нельзя фальсифицировать вообще ничего, и никаких добавок в корма нельзя добавлять. Так что продукт действительно стоящий – я губернатору сказал, что в «куриный поезд» не сел, не успел – зато попал в «страусиный» (смеётся. – Ред.). Прибыли мы, правда, особой ещё не получили – но тем не менее я ем хорошее мясо, и мои дети тоже.
– Кроме мяса, ваше хозяйство ещё производит страусиный жир – а его польза в чем?
– Страусиный жир очень полезен, он применяется в косметических целях. Мы производим просто страусиный жир – он у нас лицензирован, расфасован, как и яйцо, и мясо. Он очень хорошо помогает при болезнях суставов, при различных болезнях кожи. На каждого страуса приходится в среднем 7 килограммов жира.
– Расскажите о своей семье – дети вам помогают?
– Я в сельском хозяйстве уже 32 года, порой хочется уйти на покой. У меня четверо детей, два сына и две дочери. Старший сын занимается магазином. Младшему сыну 13 лет – я бы давно всё закончил, если бы не он, а он говорит: «Па, я хочу, как ты».
Смотрите также:
- Своё лучше. Обеспечат ли местные фермеры жителей области домашним яйцом? →
- «Не тип питания, а мировоззрение». Кто и почему становится вегетарианцем →
- Час «мраморного» быка. Секрет успеха липецких животноводов →