Владыка Иоанн: «Главное - сохранить дух мирен»

2018 год будет полон важных событий для Белгородской митрополии. О том, какие знаменательные даты будут отмечаться в этом году и какие задачи стоят перед белгородским духовенством, мы беседуем с председателем Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, членом Высшего церковного совета РПЦ, высокопреосвященнейшим Иоанном, митрополитом Белгородским и Старооскольским.

   
   

Архиерейское служение в Крещенский сочельник. Фото: Белгородская епархия

Даты и время

— Владыка, чем знаменателен наступивший 2018 год?

— Если говорить об общецерковных датах, то в этом году отмечается 1030 лет Крещения Руси, 1155 лет миссии святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия, составления азбуки для славянских народов — это, я считаю, основополагающий праздник для понимания нашей культуры, так как православие — это и культуробразующая религия нашей страны, а не только государствообразующая религия. Поэтому две эти даты очень важны для всех нас.

В этом году мы будем праздновать 110 лет со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского, 100-летие преставления священномученика Владимира, митрополита Киевского, который одним из первых среди иерархов принял мученическую кончину в 1918 году. Очень важная дата — 100-летие со дня убиения царской семьи — святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Мы вспоминаем, что после Рождества 1918 года по старому стилю был расстрелян святитель Никодим — а если брать новый стиль, то это событие приходится уже на 1919 год.

Также мы готовимся к очень значимым датам — 75-летию Прохоровского сражения, 75-летию освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков и 20-летию открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Эта дата очень знаковая для нашего города, поскольку на постаменте памятника с нимбом святого уже был изображён страстотерпец последний император Николай II, и это произошло за два года до официальной канонизации, и я рад, что Белгород оказался в числе тех городов, которые заранее подготовились к этому событию.

В 2018 году будет отмечаться 360 лет формирования Белгородского разряда как крупного приграничного военно-административного округа Российского государства — это тоже значимая дата для всех нас. И ещё одно событие в этом году мы будем отмечать: 15 июня 1748 года состоялась хиротония святителя Иоасафа во епископа Белгородского. 270-летие этой даты мы отметим в этом году.

   
   

Я надеюсь, мы будем встречать все эти даты с любовью и ответственностью перед Богом, перед нашими близкими и перед нашей историей.

Соборное служение духовенства Белгородской митрополии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Губкина. Фото: Белгородская епархия

Важно единство

— Какие задачи стоят перед Белгородской митрополией в наступившем году?

— Выступая на съезде митрополии 3 января 2018 года, Евгений Степанович Савченко очень точно определил главную проблему нашего общества — колоссальный разрыв между бедными и богатыми, когда примерно 5% населения России владеет 83% всего производственно-экономического потенциала страны. Устранение этого неравенства должно быть общим делом для власти, общественных институтов и для Церкви. Мы, опираясь на поддержку политической воли губернатора, пытаемся сделать так, чтобы у нас было как можно меньше людей, которые находятся за чертой бедности — мы помогаем таковым благотворительной помощью и стараемся вести переговоры с бизнесом для того, чтобы для них были созданы рабочие места. В нашем регионе, благодаря разумной политике губернатора, работают агропромышленные холдинги, которые помогают сейчас накормить и Белгородскую область, и всю Россию, помогают создавать рабочие места. Свой вклад вносят и металлурги, и горняки, и все, кто работает в реальном секторе экономики.

И я бы обратил особое внимание на малый и средний бизнес — это люди, которые работают сами на себя, и им нужно лишь одно: чтобы их хотя бы на время оставили в покое, чтобы они могли твёрдо встать на ноги в своём экономическом развитии. И мы будем помогать этим людям и помогаем сейчас.

Не менее важны вопросы образования. У нас сейчас наблюдается спад в преподавании «Основ православной культуры», поскольку закон «Об образовании» в РФ исключил региональный компонент как возможность преподавания этого предмета, и большинство школ перешли на внеурочную систему преподавания ОПК. Но, по моему глубокому убеждению, та мирная обстановка, которая есть сейчас в нашей области, и тот диалог, который мы ведём с молодыми людьми, — всё это существует именно благодаря тому, что они получили в школе хорошие знания на уроках Основ православной культуры, когда со 2 по 11 класс было всеобщее преподавание этого предмета. Эту систему надо поддерживать, и мы попросили губернатора разобраться в этом достаточно сложном процессе, который сейчас происходит. Нас поддержал глава регионального законодательного собрания Василий Николаевич Потрясаев, так как он возглавляет Общественный совет по образованию, уже создана рабочая группа по мониторингу ситуации, и, как мне кажется, мы на правильном пути.

Ещё один путь — это открытие новых православных детских садов. Сейчас по инициативе наших мирян приобретён дом в микрорайоне «Улитка», который переоборудуется под православный детский сад — пусть он будет небольшой, но там мы сможем наших детей с малолетства приобщать к православной культуре. И одна из задач на будущее — это открытие прогимназии — начальной православной школы. Мы даём тем самым нашим детям навык с раннего детства различать добро и зло, помогаем формированию их мировосприятия, такого державно-государственного подхода к жизни, а это сегодня очень важно. И мы делаем это без навязывания, ведь родители отдают детей в православные детские сады по своей воле.

Не секрет, что сейчас увеличилось количество нарко— и алкоголезависимых людей — и мы знаем это не понаслышке, наш центр святого праведного Иоанна Кронштадтского по помощи наркозависимым и алкоголезависимым переполнен. Это происходит потому, что люди хотят освободиться, сделать это как можно сокровеннее, и в то же время получить реальную помощь — а помощь эта прежде всего не медикаментозная, а психологическая, духовная. И это направление работы у нас тоже признано приоритетным.

Конечно, для нас очень важна работа с молодёжью, и мы её продолжим. Святейший патриарх Кирилл благословил проведение православных молодёжных съездов, фестивалей, для того, чтобы молодёжь чувствовала свою надобность, свою включённость в общий процесс формирования нашего общества.

В 2018 году мы выступили с инициативой, обратившись к областной Думе, учредить официальный день памяти новомучеников Белгородских. Это важно, потому что сейчас в обществе есть разные мнения по отношению к репрессиям, по отношению к человеческим жертвам, но мы должны почитать новомучеников как жертв этих репрессий, мы не должны забывать о том, что миллионы жизней погибли в этой страшной мясорубке, когда люди от зависти, из каких-то своих низменных мотивов писали доносы, и по ним людей арестовывали и расстреливали. Бережное отношение к священному дару жизни формируется через нашу память. И особенно мы не должны забывать новомучеников, которые ценой своей жизни засвидетельствовали свою веру. Поэтому мы сейчас совместно с мэром Белгорода прорабатываем проект установки памятника новомученикам в Белгороде на месте, где раньше находился следственный изолятор.

— На съезде митрополии было выдвинуто много важных для общества инициатив — но будет ли услышан ваш голос? Как складываются отношения митрополии с властями?

— Хочу сказать, что у нас сейчас складывается очень конструктивный диалог, и приведу такой пример: в 2016 году, когда состоялась первая коллегия нашей митрополии, мы выступили с инициативой запретить строительство крематория в Белгороде. Мы были услышаны — нас поддержал и губернатор, и председатель законодательного собрания региона, и сейчас этот вопрос снят. Мы всегда говорили о том, что в Белгородской области достаточно земли для христианского погребения, и эти традиции нельзя нарушать. Есть возможности для отпевания и на новом городском кладбище — сейчас этот чин совершается в приспособленном помещении, а со временем там будет построен храм-часовня.

Вопрос о календаре

— Часто задают вопрос — почему Русская Православная Церковь живёт по юлианскому календарю, а государство — по григорианскому? Почему РПЦ не может перейти на новый стиль, как другие церкви?

— Давайте для начала вспомним, когда в России был введён григорианский календарь? С приходом к власти большевиков. Что они начали делать в первую очередь? Они начали всячески притеснять Церковь, бороться с Церковью, расстреливать священнослужителей, поэтому и явился в Церкви сонм новомучеников. И тогда Церковь решила ни в коем случае не менять свой календарь. Хотя в это время были так называемые обновленцы, которые сразу же перешли на григорианский календарь. И обновленцы, поддержанные большевиками, как многие сектанты, начали праздновать Рождество Христово по григорианскому календарю 25 декабря, уже по новому стилю, и это укладывалось в их действия соглашательства с властью, которая заявила себя как власть богоборческая. Всего лишь 100 лет назад произошло это расхождение — это первая причина.

Кроме того, у нас в стране есть очень много людей, которые придерживаются таких традиций, которые передаются как семейные, и если мы сейчас перейдём на новый стиль, мы внесём в наше и без того разобщённое общество ещё большие разногласия. Появятся люди, которые будут стоять на своём, причём даже люди, далёкие от Церкви. Вспомните хотя бы ситуацию с фильмом «Матильда» — люди говорили, что фильма не видели, но всё равно против него. Зачем нам сегодня вносить ещё лишние противостояния и разделения людей? Поэтому священноначалие Русской Православной Церкви говорит о том, что этот вопрос сейчас не актуален, и даже законы нашей страны так приспособились, что объединяют и Новый Год, и Рождество, которое официально является праздничным днём. И если мы ещё что-то будем вносить, приравниваться к Европе, то нужно себя спросить — а нужны ли мы Европе? Празднуем как празднуем, и дальше так будем праздновать, это наши традиции. Попробуйте отнять у людей праздник Старого Нового года, да и зачем? Для нас сегодня очень важно сохранить единство. Тем более что поместные церкви, которые приняли григорианский календарь — это Греческая Православная Церковь, Болгарская, Финская — РПЦ с ними находится в общении, и никаких противоречий нет.

— Владыка, Вы упомянули фильм «Матильда» — а каково Ваше мнение о нём?

— Я этот фильм не смотрел — мне хватило того, что я слышал вокруг этого фильма, и у меня сформировалось предубеждение — это моё личное мнение. Я не захотел смотреть этот фильм, потому что не считаю, что он будет полезен для моей собственной души. Я считаю, что если мы хотим высказать своё почитание царской семье — то лучше это проявить делами. Мы в этом году открываем детский сад в честь царственных мучеников, и это будет нашим приношением памяти императора Николая II и его семьи, потому что мы почитаем их как страстотерпцев, как мучеников за веру, особенно детей. И это наше приношение — как некое искупление того, что произошло 100 лет назад.

Соработничество с молодёжью

— Вы выше говорили о работе с молодёжью — а 2018 год объявлен президентом страны Годом добровольца. Какие мероприятия планирует митрополия?

— У нас есть молодёжное братство Святого Белогорья, которое очень активно принимает участие во всех мероприятиях, есть и молодые люди, которые объединены в другие общественные организации, такие, например, как «Скорая молодёжная помощь», есть программа, которую мы приняли в конце года, где предусмотрено участие наших молодых людей в очень значимых, как мне кажется, направлениях. Прежде всего это касается защиты священного дара жизни — я говорю о тех сайтах в Интернете, которые призывают к суициду, а молодые люди, в данном случае «Скорая молодёжная помощь», занимаются этой проблемой, и у них накоплено большое досье, и налажены взаимоотношения с правоохранительными органами, которые помогают в закрытии таких вредоносных сайтов.

У нас есть проект создания антисектантских молодёжных центров — это тоже важное направление, поскольку мы сейчас испытываем определённое давление со стороны сектантов различного толка. Анализ событий в соседнем государстве показывает, что одной из основных движущих сил «майдана» были всё-таки сектанты. И нам нужно быть внимательными к тем вызовам, которые сейчас есть, и добровольцы нам в этом помогают.

15 февраля, в праздник Сретения Господня, мы будем, по традиции, праздновать Всемирный день православной молодёжи. В этом году наш молодёжный отдел пригласил группу «Калинов мост», лидер группы Дмитрий Ревякин даст пресс-конференцию, в которой расскажет о своём восприятии православия, опыте богообщения. Главные события праздника традиционно пройдут в Студенческом дворце культуры БГТУ им. В. Г. Шухова.

Накануне праздника, 14 февраля, мы планируем также открытие кризисного центра для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он уже готов, мы его освятим — это тоже наш вклад в дело укрепления семьи и помощи детям, чтобы они росли в нормальных условиях. Иногда бывает, что женщина остаётся в семье и испытывает насилие со стороны мужа, терпит его ради своих детей и потому, что ей просто некуда больше пойти. Чтобы устроить её жизнь, дать хотя бы какую-то паузу, чтобы спокойствие пришло к ней, и особенно к её ребёнку — вот для этого мы и открываем в Белгороде такой центр. Мы нашли поддержку у наших предпринимателей, Сергей Иванович Фуглаев, который возглавляет проф­союз «Правда», оказал помощь в организации этого центра. Этот проект будет способствовать возвращению достоинства женщины, матери, её защите — в этом главная цель.

— На съезде митрополии прозвучала инициатива разрешить врачам отказываться делать аборты по нравственным соображениям — есть такой запрос общества?

— В законе «О здравоохранении» в РФ от 2011 года есть статья № 70, которая позволяет врачам по нравственным убеждениям отказываться от искусственного прерывания беременности. Я знаю случаи, когда мне рассказывала врач-гинеколог о том, как во время поста к ней пришла женщина, сказала, что хочет прервать беременность, а врач ей сообщила, что не может этого сделать, потому что считает это грехом, и предложила передать её другому врачу. Эта женщина написала жалобу главному врачу — и эта статья № 70 оказалась для главврача неизвестной, и в результате врача наказали за то, что она проявила своё нравственное отношение и не прервала беременность. Вот чтобы таких случаев больше не было, нам в обществе надо актуализировать эту статью и пользоваться ею — в этом смысл нашей инициативы. Уже направлен запрос в Общественный совет при департаменте здравоохранения области, руководителю департамента, заместителю губернатора области Зубаревой Наталье Николаевне, мы сказали об этом на съезде митрополии и попросили губернатора о поддержке. Я думаю, что такими простыми и уже закреплёнными в законодательстве нормами мы сумеем во многом остановить рост численности абортов в нашей области, и, надеюсь, врачи активно примут в этом участие.

Верующие белгородцы почитают святыни. Фото: Белгородская епархия

О вере и неверии

— Наши читатели задают и богословские вопросы, например, могут ли агностики попасть в рай после смерти?

— Вот скажите, если ты агностик — то какая тебе разница, попадёшь ли ты в рай или нет? Ведь в Бога ты всё равно не веришь! Либо ты веришь в то, что душа человеческая бессмертна, либо нет — здесь ведь надо определиться. Я верю в Бога и верю, что душа человеческая вечна, что она так устроена Богом, поэтому после смерти для каждого будет личный Суд, и уж не знаю, каким он будет для агностиков, но вряд ли это будет что-то хорошее.

— Владыка, какие сегодня есть угрозы для православных и православной веры?

— Самая большая угроза для нашей веры — это равнодушие. Эта теплохладность, когда человеку становится безразлично всё происходящее, и до него невозможно достучаться — он становится лёгкой добычей для дьявола. Если вспомнить священную историю — вот Савл был гонителем христиан, но он горел верой, он служил Богу и думал, что исполняет священную миссию — и на пути в Дамаск Христос является ему, и это горящее сердце становится сердцем, которое вместило Христа. И послания апостола Павла наполнены глубоким смыслом — он обрёл Христа, потому что в нём горело желание быть с Богом. А если человек равнодушен — поверьте, самые страшные преступления совершаются равнодушными людьми, по молчаливому согласию равнодушных. И мне кажется, что вот это безразличие, окаменелое бесчувствие — самое страшное. Людям, которые хотят что-то познать, в которых есть этот огонь поиска веры, мы можем помочь  обрести Христа. А равнодушным Господь говорит, что извергнет их из уст своих, равнодушные — это, конечно, беда нашего времени, нашего общества, через него проявляется и социальная апатия.

Подводя итог нашей беседе, хотел бы сказать, что самое главное в нашем мире сейчас — сохранить дух мирен, мир в собственной душе, и это будет способствовать миру во всём мире. Потому что, имея мир в собственной душе, человек способен вместить в себя, понять другого человека. Есть маленькая притча о том, как дочку угостили двумя яблоками, и мама попросила у неё одно, а дочка надкусила оба. Мама огорчилась, что растит эгоистку, и хотела уже обрушиться на неё с порицанием, но та вдруг сказала: «Мама, возьми вот это яблоко, оно слаще». То есть всё было на грани конфликта, и дочка не смогла бы объяснить свой поступок, если бы мама не выдержала паузу — и это стало возможно только потому, что у мамы был мир в душе, и потому победила любовь. Этот мир души назван блаженством, это достояние, которое принёс нам Христос. И самое главное — чтобы Христос жил в нашем сердце, это и есть главный мир, который оберегает нас от всякого зла.

Смотрите также: