Примерное время чтения: 10 минут
197

«Мы должны присутствовать в соцсетях». Владыка Иоанн об РПЦ и обществе

Традиционная рождественская пресс-конференция митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна прошла в прямом эфире, при этом Владыка Иоанн высказал своё мнение о многих важных и значимых вопросах сегодняшней жизни. «АиФ-Черноземье» приводит выдержки из наиболее интересных ответов митрополита.

О социальных сетях

«Недавно прошедший Высший церковный совет обсуждал темы, связанные с социальными сетями, и Святейший патриарх Кирилл в своём выступлении и на съезде «Слово и вера» подчёркивал значимость социальных сетей, которые сегодня формируют общественное сознание и во многом являются средством для общения. Мы должны присутствовать в социальных сетях, чтобы происходящие события получили достойную христианскую оценку. И ещё для того, чтобы люди имели возможность быть беспристрастными. Чтобы были те, кто скажет, что вот это некий «фэйк», а вот это - действительно реальность, которая происходит в нашей жизни. Сегодня очень много спекуляций на информационном поле, они, к сожалению, распространяются быстро, и надо быть внимательными к этим процессам. В концепции развития миссионерской деятельности Русской православной церкви присутствие в социальных сетях является одним из методов работы».

О Крещенской воде

«В советское время храмов было очень мало, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке. Проповедуя Евангелие, монахини, которые не были священнослужителями, очень мудро говорили о том, что в этот праздник вся вода освящается Благодатью Христовой, потому что именно в этот день Господь принял Крещение. В этот день «освящается вод естество». И многие набирали крещенскую воду в родниках и хранили её весь год.

Эта народная традиция осталась сейчас, но теперь уже она противостоит церковной традиции. Люди должны знать, что сейчас есть возможность совершить Великую Агиасму, то есть Великое Водоосвящение, в храме, и та вода, которая освящается в храмах, действительно обладает особой силой, благодаря церковным молитвам. Сейчас научно доказано, что вода как некая матрица, на которой записывается информация. И когда священник благословляет воду в чине Великого Водоосвящения, то Благодать Христова,  как в сердце человеческом, так и в водном естестве, сохраняется и действует. Это Благодать и дома освящает, и исцеляет человеческие тела, эта Благодать отгоняет бесов. Вот эта вода, освящённая в храме, несёт все эти качества, чего не скажешь о воде, которая просто освящена в этот день в природе и не обладает «записью» этой духовной силы. Я призываю всех в Крещение прийти в храм и брать Крещенскую воду именно в храме.

Если говорить о традиции купания в проруби: окунулся, «смыл грехи» и тем самым как бы обеспечил себе на весь год благословение Божие. Это сходно во многом с язычеством, потому что в этом случае человеку не надо трудиться. А христианство говорит, что ты должен трудиться каждый день. Чтобы встретить Рождество Христово, нужно пройти Рождественский пост, потрудиться внутренне, очистить сердце. Человек, познавая себя, познаёт и Бога, который присутствует в нём. То же самое на Крещение: ты должен потрудиться, прийти в храм Божий, поучаствовать в Божественной литургии,  в Великом Водоосвящении, и вот этот труд с твоей собственной молитвой будет присутствовать в той воде, которую ты потом принесёшь домой».

О духовном расколе на Украине

«Очень опасно, когда раскольники соединяются с канонической церковью без сожаления, без приношения покаяния в том, что они совершили грех перед Богом и перед церковью. Слава Богу, когда люди соединяются, но ведь нужно ещё покаяться в делах по захвату храмов, по убийству православных,  которые входили в каноническую церковь, во всех многочисленных конфликтах. А когда за это не каются, то и не могут быть в евхаристическом общении с теми, кто не совершал таких действий.

В итоге победил не украинский народ, а раскольник, который называет себя патриархом Украины Филаретом. Он добился того, что его признал Константинополь, но это не означает, что остальной православный мир признает его каноничность. В истории Церкви таких соборов было много, и с течением времени все они оказывались ничтожными. Думаю, то же самое будет и теперь.

В Евангелии сказано: «Пастырь добрый готов душу свою положить за овцы», а наемник, видя волка приближающегося, бежит. И сейчас побегут наемники, а истинные пастыри канонической Украинской православной церкви  останутся со своим народом.

У нас практически все крупные приходы имеют приходы-побратимы, которые находятся на Украине, в приграничных областях. И помощь им сейчас самая главная - это духовная поддержка. Они там не одни, и это очень важно. Все мы молимся каждый день об умножении любви, о том, чтобы преодолеть те искушения, которые выпали на долю Украинской православной церкви Московского патриархата. Мы никогда не оставим в беде наших собратьев по вере, и я уверен, эти отношения братской любви во Христе победят все испытания».

О 25-летии архиерейского служения

«Когда я начинал как викарный епископ и приезжал на приход, то можно было услышать от представителей власти обращение «Товарищи верующие».  Это показывало степень отношения к Церкви. А через 25 лет я вижу, как многие ответственные люди берут на себя обязательства, например, построить храм на своей малой Родине или организовать воскресную школу, духовно-просветительский центр. За четверть века Белгородчина прошла этот сложный путь, и здесь необходимо было, чтобы люди потрудились в своей душе.  

Очень важное событие, определившее весь ход развития нашей епархии, а затем митрополии – это вторичное обретение мощей Святителя Иоасафа, которое произошло в 1991 году, он вернулся к нам как Небесный Покровитель. Уже в XXI веке, в 2012 году, были обретены мощи  святителя Никодима. Это также дало мощный импульс для того, чтобы мы посмотрели на свою историю как на историю исповедничества, и теперь очень многие люди имеют пред собой образ для подражания в лице этого святого».

О критике церкви

«Я всё больше убеждаюсь, что сейчас идёт процесс расчеловечивания, когда ничто положительное людям не интересно, когда все ищут какие-то изъяны, какое-то обличение церкви, потому что не знают, что такое положительная повестка дня. Люди сами такой положительной повестки не имеют, ничего доброго не делают, и при этом смотрят, как бы обличить кого-то и тут же выставить это в соцсеть.

Когда человеку говорят о церкви: «Ты знаешь, там всё плохо, там всё продано, нечего там делать», - куда мы общество наше заводим, наших молодых людей? В суицид! Им нет выхода. Какое-то время они посидят в соцсетях, в этой виртуальной реальности, - а дальше что? Они выходят на улицу - и что они видят? Где эта положительная повестка? Мне кажется, сегодня в обществе есть колоссальная востребованность на справедливость, но людей ещё нужно научить самому понятию «справедливость» и тому, что за ним стоит. Все думают, что справедливым является то, что постоянно нужно кого-то критиковать. А на самом деле справедливым является то, что учит человека жизни благодатной, той жизни, которая сопряжена  с соблюдением Заповедей Христовых. На негативе можно прожить какое-то время, но потом просто получить распад общества и развал нравственности, когда мы не оставим точек опоры для нашего духовно-нравственного возрастания.

Приведу пример:  в 1993 году наша страна стояла на грани гражданской войны - уже и танки стреляли по Белому дому. Кто взял на себя всю ответственность за уврачевание этой ситуации? Патриарх Алексий II. Он всех собрал в своей резиденции в Даниловом монастыре в Москве, все эти враждующие стороны, и благодаря этому гражданской войны удалось избежать. Церковь тогда имела нравственный авторитет, потому что она была гонимой, потому что она прошла через испытания кровавого XX века - а сейчас всё это забыли, сейчас только смотрят, на каком автомобиле батюшка приехал…

Нельзя терять сакрального отношения к церкви. Надо понимать, что церковь - это врачебница, где лечатся немощи человеческие. Церковь - это не корпорация и не социальный институт, в ней происходит духовное обновление людей. Будем больше молиться!»

О любви и прощении

«Сегодня браки быстро распадаются, когда отсутствует любовь, и ещё потому, что молодых людей никто не учит, как сохранить семью. Надо, чтобы они понимали, что тот, кто прощает, тот и сильнее, тот больше любит. Это совершенно невообразимо сегодня: у нас прощение связано со слабостью, но на самом деле наоборот - чтобы простить, нужна вся сила любви.

Чтобы заглянуть в собственную душу, необходимо мужество. Ведь мы боимся себя больше всего на свете, потому что сами себя порой не знаем. И отсюда - желание сказать, что кто-то поступает ещё хуже, чтобы оправдать себя. Но если мы заглянем в свою собственную душу, если скажем себе, в чём мы не правы, если мы пойдёт и покаемся в этом и примиримся с теми, кого мы обидели, и сделаем всё это ради Христа - то мы сделаем это и ради собственной души. Потому что душа по природе своей - христианка, и каждый из нас - это образ и подобие Божие.

Путь осуждения, разделения, ненависти - это путь к погибели, а человек, который созидает мир в своей душе, им в ком есть стремление к добру - тот человек поистине счастливый. Обычно в Новый год говорят: «С Новым годом, с новым счастьем». Я не знаю, что такое «новое счастье», я знаю, что счастье - это участие в вечной жизни, в Царствии Небесном уже здесь, на земле. И, став участниками этого духовного небесного жительства, мы многое для себя сможем решить и многое преодолеть».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах