Киновед Игорь Сикора: «Нашему кинозрителю не хватает интеллигентности»

«У меня не было эйфории на счёт заработков... Во главе угла была идея».

   
   

 Почему современная публика не хочет думать над фильмами, отчего хорошее и рейтинговое кино суть противоположности, по каким причинам большую популярность получил киношный фастфуд? А главное - осталась ли у нас интеллигенция?

Интеллектуальный досуг

- Игорь Эдуардович, чем сейчас живёт «Иллюзион»?

У нас было много проектов. В год мы проводим до 10 выставок молодых воронежских художников и фотографов, организуем встречи с поэтами, актёрами, режиссёрами. С успехом прошёл конкурс документальных фильмов «Воронеж, я люблю тебя!». На московском фестивале «Святая Анна» под патронажем Никиты Михалкова были показаны наши лучшие работы. Какое-то время действовал Английский клуб, сейчас пришли к показам фильмов на английском языке с субтитрами. Недавно заработал Клуб путешествий, он посвящён рассказам об индивидуальных маршрутах за границей. Также в «Иллюзионе» идёт выставка новых серий книг и отдельных новинок.

А 20 апреля состоится Библионочь, где планируем показать яркие экранизации последних лет.

- В 2002 году вы открыли «Иллюзион» и тогда же ушли из бизнеса. Не было опасений, что авторское кино мало кого заинтересует?

- Действительно, я раньше занимался торговлей, но она меня не привлекала. Я увлёкся авторским кино. Совместно с Анатолием Ериговым - большим знатоком этого жанра - мы открыли первый специализированный кинозал в библиотеке искусств. Постепенно у нас сформировалась своя аудитория любителей авторского кино, которая продолжает постоянно расширяться. Мы активно показываем фестивальное кино. Наш «Иллюзион» был выбран в числе 20 городов России для показа программы Манхэттенского фестиваля. Сейчас идут три подборки лучших короткометражных фильмов Всероссийского фестиваля «Арткино».

- А школьников, студентов авторское кино интересует? Бытует мнение, что у молодёжи ограниченный кругозор и узкий круг интересов...

- Молодёжь делится на две группы. Преобладающая ведёт праздный образ жизни, прожигая её и получая удовольствие. Это во многом связано с нашей информационной средой: телепередачи и сериалы создаются для невзыскательного зрителя, год от года «желтеет» пресса. Многие качественные российские фильмы просто не доходят до зрителя. Почему у них нет прокатной судьбы? Да потому, что кинотеатры не хотят их показывать. Ведь основная аудитория - это подростки, не приученные смотреть серьёзное кино. Но есть и другая молодёжь, которая выбирает интеллектуальный досуг. Эта группа небольшая, но она растёт. В том числе за счёт того, что в первой группе происходит разочарование в растительном образе жизни.

Что делать с молодёжью?

- Понятно, что деятельность вашего Центра больше рассчитана на интеллигенцию. Кстати, к ней, по результатам опроса регионального института общественного мнения «Квалитас», себя относят 70 процентов воронежцев. Вы с этим согласны?

- Есть мнение, что интеллигенция эмигрировала из России в 1919 году, другая её часть была уничтожена в 30-е годы прошлого столетия. Возможно, это утрированно, но прослойка интеллигенции, действительно, сильно истончилась. У меня есть простой способ измерять интеллигентность горожан - если человек попадает мусором в урну, он уже может претендовать на звание интеллигента. Но пока наш город очень грязный... В фильме Тарковского «Ностальгия» герой Олега Янковского в мрачном помещении капнул случайно кровью на пол. Так он достал белый носовой платок и стёр эти капли с пола! Причём его никто не видел, и пол был не самый чистый. Вот вам пример поведения интеллигента.

- Если с интеллигенцией у нас не густо, то почему вы взялись за «Иллюзион»? Вряд ли это выгодное дело…

- С «Иллюзионом» с самого начала было ясно, что это низкорентабельный проект. У меня не было эйфории насчёт заработков, да такая задача и не ставилась при низкой цене на билеты и при ограниченности посетителей. Во главе угла была идея. И когда из других городов ко мне обращаются с советами и задают вопросы о рентабельности, я сразу говорю, что авторское кино - это не большие доходы.

- А не бывает ощущения, что не хватает каких-то специальных знаний?

- В 2011 году я был на съезде нового Киносоюза. Слушал выступления. Режиссёр Андрон Кончаловский, сценарист Рустам Ибрагимбеков, редактор журнала «Искусство кино» Леонид Дандурей, директор Музея кино Наум Клейман... За ними такой багаж знаний, что невольно хочется у них учиться. Мне кажется, эти люди должны заполонить наше телевидение, им есть что сказать. Но, к сожалению, на ТВ умных людей не видать, и напрочь отсутствует критика низкопробных телепроектов. В итоге зрители ходят на фильмы «Яйца судьбы», «Жара», «Гитлер капут», рассчитанные на «попкорновское» потребление. Могу привести пример другого кино. «Сибирь. Монамур» Станислава Росса я считаю лучшим российским фильмом 2011 года. Но он нигде не шёл.

- Если умных людей на ТВ не показывают, то как молодёжи развиваться?

- Смотреть, читать, искать, стучаться, обсуждать. Большой резонанс вызвал фильм «Социальная сеть» Дэвида Финчера, рассказывающий о самом молодом миллиардере Марке Цукерберге. Для многих молодых людей Цукерберг - непререкаемый авторитет, пример для подражания. В фильме показано, что ему для достижения цели пришлось предать друзей, отказаться от любимой девушки. Печально, что сегодня многие молодые люди стремятся достичь больших результатов такой же ценой.

досье

Игорь Сикора родился в 1953 году в семье военного в городе Ленинакан (Армения), где служил отец. С 2011 года является членом Киносоюза, четыре года руководит КЦ «Иллюзион».

для справки

Репертуар кинотеатра «Иллюзион » на апрель

■ «Мужские надежды» (2011, Чехия, реж. И. Вейделек, комедия);

■ «Позитивное кино» (программа комедийных короткометражных фильмов от фестиваля «Арткино», 2011, Россия);

■ «Развод по-фински, или Дом, где растёт любовь» (2009, Финляндия, реж. М. Каурисмяки, драма);

■ «Best of the best» (лучшие короткометражные фильмы фестиваля «Арткино», 2011, Россия).

 

Смотрите также: