Вера Щербакова: воплощаю свои идеи в лоскутках

Всё началось с театра

   
   

– Вера Ивановна, расскажите, что же такое квилт?

– Выражаясь русским языком, квилт – это небольшая картина, выполненная в технике лоскутного шитья. Однако ничего общего с привычными одеялами из лоскутов, которые шили наши бабушки, она не имеет. Это именно произведение искусства, полотно, в котором заложен сюжет. На Западе квилт особенно популярен. В России он только набирает обороты. Но и здесь уже есть достойные мастера.

Как давно вы сами занимаетесь квилтингом?

– Ой, так вот сразу и не вспомнишь. Вообще по образованию я художник по костюмам, так что многолетняя работа в театре подтолкнула меня к этому увлечению. Раньше в советские времена с тканями было сложно. Работая над сценическими костюмами для актёров, я старалась не выбрасывать даже самые маленькие лоскутки. А когда их накопилась целая гора, решила сшить из них что-то необычное. Вначале это были чисто любительские вещи. А потом настолько втянулась, что в середине 90-х годов ушла из театра и посвятила себя новому увлечению. Стала заниматься только лоскутным шитьем.

– Чем же вас так увлёк квилтинг?

– Прежде всего, многообразием возможностей. Ведь квилтинг, как многие считают, это не просто обычное рукоделие, а целое искусство. Судите сами. Что можно создать из обычных лоскутов? У человека сразу возникает, казалось бы, очевидный ответ – одеяло. Однако это не так. Техника лоскутного шитья даёт возможность реализовать любую, даже самую безумную идею, воплощенную в картине.

   
   

Новые техники и эксперименты

– Помните свою первую работу?

– Как сейчас помню: огромная картина два с половиной метра в высоту и три метра в ширину под названием «Чудо-остров». Сюжет я брала из сказки Пушкина «О царе Салтане». Это заказная работа. Директор одной из московских гостиниц попросил меня сшить какую-нибудь картину в технике квилта. И она уже целых пятнадцать лет там и находится. Это был очень серьезный толчок для дальнейшего творчества. Я поняла, что востребована, как художник. Кстати, на сегодняшний день это единственное в мире такое огромное произведение. На Западе с такими объёмами не экспериментируют.

– Там, я слышал, популярен больше мини-квилт. А вам он интересен?

– Я обожаю мини-квилт, но, честно признаться, им целенаправленно не занималась. Знаете, он чем подкупает? Тем, что в маленьком кусочке ткани можно выразить себя. Но у меня больше склонность к большим, крупным формам. Но когда я занимаюсь обучением других, то в ходе практических занятий пробую новые техники и делаю такие небольшие эскизы. И как раз восемь полотнищ таких работ я сегодня показываю липчанам.

– Многие ли сейчас проявляют интерес к такому виду искусства?

– Больше конечно на Западе, чем в России. Я вижу, как женщины на фестивалях и выставках смотрят эти произведения, буквально разглядывая каждый сантиметр картин. В некоторых европейских городах люди с раннего утра занимают очередь в кассы, чтобы купить билет на выставку, где представлены квилты. Некоторые даже приезжают из других городов. Там интерес очень большой к лоскутному шитью.

– А у нас?

– В России это направление постепенно становится популярным. Людей, которые хотят освоить квилтинг год от года всё больше. Более того, у нас в стране уже существует и гильдия лоскутного шитья. Проходит масса конкурсов, выставок, фестивалей. Самый известный фестиваль – «Лоскутная мозаика России». Он проходит раз в два года в Москве и Иваново. Радует и то, что многие российские художники востребованы на Западе. А некоторые европейские авторы даже стали приезжать к нам поднабраться опыта.

Такой разный квилтинг

– У нас разные взгляды на искусство – я имею в виду наших художников и западных?

– Наши как-то тяготеют к реализму. У российских авторов больше пейзажных вещей, сценок русского быта, душевных домашних натюрмортов. На западе от этого отходят. Им слишком быстро надоедают какие-то однообразные художественные ходы. Там всё время художники стараются придумать что-то новенькое.

– А к каким жанрам тяготеете вы?

– Я к лоскутному шитью отношусь как к любому художественному материалу. Поэтому мне интересно абсолютно всё. Можно даже по моим эскизам увидеть и технику аппликации, и технику синели, и графику – какие-то работы просто вышиты черной ниткой. Тем более что здесь возможности настолько большие, что автор может не переходить друг другу дорогу, а идти своей тропой, которой до тебя никто не шёл.

– Но ведь какие-то общие правила есть?

– Конечно, лоскутное шитье предполагает определенные правила. Самое главное – это наличие трёх слоёв. Верхний слой – лоскутный. Второй, должен быть рыхлым – синтипон или ватин. Третий – основа, которая делается чаще всего для того, чтобы рельеф уходил вверх в этот лоскутный слой. И четвертый, если это конечно необходимо, – подкладка. Наличие этих слоёв – основное правило квилтинга.

Идеи всегда под рукой

– Много ли времени требуется, чтобы сделать полноценное произведение?

– Всегда по-разному. Здесь, как у любого художника, слишком много нюансов. Во-первых, свое собственное состояние, настроение. Во-вторых, как долго ты обдумываешь свою идею. Какие материалы есть у тебя под рукой. Ведь понимаете, если живописец приступает к какому-то произведению, он берёт краски и, чтобы получить нужный цвет, начинает их смешивать, а здесь, чтобы получить цвет, ничего не получится смешать. И ты ищешь нужный лоскуток, на поиски которого можешь потратить уйму времени. Поэтому, конечно, быстро такая работа не делается.

– Откуда черпаете идеи для творчества?

– Вообще я много снимаю на фотоаппарат. Всегда ношу его с собой фотоаппарат. И когда езжу в какие-то страны, и когда просто хожу по улицам Москвы. В любой момент можно увидеть что-то интересное – например, тень от дерева, какие-то блики в соседнем окне или растрескавшийся асфальт. Всё это уже может послужить замечательным сюжетом. Банк идей всё время пополняется.

– Как подбирается материал?

– Материала требуется, конечно, очень много – и с рисунком, и без рисунка. И шелка, и хлопок, и пуговицы – всё идет в дело. Некоторые ткани я покупаю, а какие-то мне приносят совершенно чужие люди. Я расскажу вам одну интересную историю. Как-то в Германии у меня была выставка. На неё пришла пожилая немка и принесла маленький чемоданчик, полный старинных кружев в идеальном состоянии, открахмаленных и через переводчика мне сказала: «Я уже в таких годах и мне бы не хотелось, чтобы эти кружева попали в чужие руки, я хочу чтобы они были у вас, вам они нужнее». Вы представляете, у меня даже слёза на глаза навернулись.

– Что лично вам даёт квилтинг?

– Это же прекрасный отдых. В нём я нашла настоящую отдушину от серых будней. И я очень рада, что своим искусством и знаниями могу поделиться со всем миром.

Смотрите также: