Всё началось с театра
– Вера Ивановна, расскажите, что же такое квилт?
– Как давно вы сами занимаетесь квилтингом?
– Ой, так вот сразу и не вспомнишь. Вообще по образованию я художник по костюмам, так что многолетняя работа в театре подтолкнула меня к этому увлечению. Раньше в советские времена с тканями было сложно. Работая над сценическими костюмами для актёров, я старалась не выбрасывать даже самые маленькие лоскутки. А когда их накопилась целая гора, решила сшить из них что-то необычное. Вначале это были чисто любительские вещи. А потом настолько втянулась, что в середине 90-х годов ушла из театра и посвятила себя новому увлечению. Стала заниматься только лоскутным шитьем.
– Чем же вас так увлёк квилтинг?
– Прежде всего, многообразием возможностей. Ведь квилтинг, как многие считают, это не просто обычное рукоделие, а целое искусство. Судите сами. Что можно создать из обычных лоскутов? У человека сразу возникает, казалось бы, очевидный ответ – одеяло. Однако это не так. Техника лоскутного шитья даёт возможность реализовать любую, даже самую безумную идею, воплощенную в картине.
Новые техники и эксперименты
– Помните свою первую работу?
– Как сейчас помню: огромная картина два с половиной метра в высоту и три метра в ширину под названием «Чудо-остров». Сюжет я брала из сказки Пушкина «О царе Салтане». Это заказная работа. Директор одной из московских гостиниц попросил меня сшить какую-нибудь картину в технике квилта. И она уже целых пятнадцать лет там и находится. Это был очень серьезный толчок для дальнейшего творчества. Я поняла, что востребована, как художник. Кстати, на сегодняшний день это единственное в мире такое огромное произведение. На Западе с такими объёмами не экспериментируют.
– Там, я слышал, популярен больше мини-квилт. А вам он интересен?
– Я обожаю мини-квилт, но, честно признаться, им целенаправленно не занималась. Знаете, он чем подкупает? Тем, что в маленьком кусочке ткани можно выразить себя. Но у меня больше склонность к большим, крупным формам. Но когда я занимаюсь обучением других, то в ходе практических занятий пробую новые техники и делаю такие небольшие эскизы. И как раз восемь полотнищ таких работ я сегодня показываю липчанам.
– Многие ли сейчас проявляют интерес к такому виду искусства?
– Больше конечно на Западе, чем в России. Я вижу, как женщины на фестивалях и выставках смотрят эти произведения, буквально разглядывая каждый сантиметр картин. В некоторых европейских городах люди с раннего утра занимают очередь в кассы, чтобы купить билет на выставку, где представлены квилты. Некоторые даже приезжают из других городов. Там интерес очень большой к лоскутному шитью.
– А у нас?
Такой разный квилтинг
– У нас разные взгляды на искусство – я имею в виду наших художников и западных?
– Наши как-то тяготеют к реализму. У российских авторов больше пейзажных вещей, сценок русского быта, душевных домашних натюрмортов. На западе от этого отходят. Им слишком быстро надоедают какие-то однообразные художественные ходы. Там всё время художники стараются придумать что-то новенькое.
– А к каким жанрам тяготеете вы?
– Я к лоскутному шитью отношусь как к любому художественному материалу. Поэтому мне интересно абсолютно всё. Можно даже по моим эскизам увидеть и технику аппликации, и технику синели, и графику – какие-то работы просто вышиты черной ниткой. Тем более что здесь возможности настолько большие, что автор может не переходить друг другу дорогу, а идти своей тропой, которой до тебя никто не шёл.
– Но ведь какие-то общие правила есть?
– Конечно, лоскутное шитье предполагает определенные правила. Самое главное – это наличие трёх слоёв. Верхний слой – лоскутный. Второй, должен быть рыхлым – синтипон или ватин. Третий – основа, которая делается чаще всего для того, чтобы рельеф уходил вверх в этот лоскутный слой. И четвертый, если это конечно необходимо, – подкладка. Наличие этих слоёв – основное правило квилтинга.
Идеи всегда под рукой
– Много ли времени требуется, чтобы сделать полноценное произведение?
– Откуда черпаете идеи для творчества?
– Вообще я много снимаю на фотоаппарат. Всегда ношу его с собой фотоаппарат. И когда езжу в какие-то страны, и когда просто хожу по улицам Москвы. В любой момент можно увидеть что-то интересное – например, тень от дерева, какие-то блики в соседнем окне или растрескавшийся асфальт. Всё это уже может послужить замечательным сюжетом. Банк идей всё время пополняется.
– Как подбирается материал?
– Что лично вам даёт квилтинг?
– Это же прекрасный отдых. В нём я нашла настоящую отдушину от серых будней. И я очень рада, что своим искусством и знаниями могу поделиться со всем миром.
Смотрите также:
- Лоскутное шитьё: искусство наших бабушек возвращается →
- Новый Год-2014: начни действовать прямо сейчас →
- Акварели Маргариты Скорбач →