«Художник видит мир иначе»
- Как вы связали свою жизнь с живописью?
- Рисовать мне нравилось с детства, как любому ребёнку. В моей семье это приветствовалось. Основной поддержкой в этом деле для меня стал отец. Я окончила Белгородский колледж при институте культуры и искусств по специальности «художник, педагог», потом училась в самом институте на преподавателя народного художественного творчества. Любое образование накладывает свой отпечаток: ты начинаешь смотреть на людей по-особенному. Вообще, для творческого человека крайне важна поддержка близких: семьи, друзей. Мои ученики смотрят на меня как на человека, который учит их рисовать, при этом создавая что-то своё, совсем другими глазами, нежели на того, кто работает по схеме.
Очень важно, чтобы рядом были люди, которым не всё равно, что с тобой будет. Я благодарна всем, кто меня поддерживает. Художник видит мир совершенно иначе, он одновременно находится и в гуще событий, и отстраняется от всего происходящего, видит иные стороны, фиксирует у себя в голове сюжеты. Каждый ищет что-то своё.
- Легко ли сегодня художнику заявить о себе?
- У нас есть группа художников-единомышленников «Керосин», в которую входит пять человек. Она появилась в 2005 году. Мы просто нашли друг друга и работаем над совместными проектами, ведь коллективу выставиться гораздо проще, чем одиночке. У нас появляется тема, мы её обсуждаем, советуемся, каждый рассматривает варианты её исполнения в своей технике. Когда такой коллектив срабатывается, становится легче подбирать работы для выставки, чтобы экспозиция смотрелась цельно.
Город детства, город изменений
- Тема вашей персональной выставки - «Мой Белгород», чем он вас вдохновляет?
- Белгород - это место, в котором я родилась и прожила всю жизнь. Здесь всё связано с какими-либо воспоминаниями. Есть улицы, которые ты в буквальном смысле протоптал за все эти годы. Со временем понимаешь, что и ты меняешься, и всё вокруг. Я ориентируюсь на свою память, на то, каким я помню этот город в моём детстве и как теперь его чувствую. Раньше художники писали картины годами, здания оставались прежними, это позволяло досконально изучить каждую деталь, перенести её на холст. Сейчас всё меняется с невероятной скоростью, и самое сложное - успеть ухватить этот момент между тем, что было, и тем, что будет.
Белгород - очень неоднозначный город, с одной стороны провинциальный, с другой - постоянно развивающийся. Сочетание его архитектуры вызывает смешанные чувства. Сама я, например, живу в «хрущёвке» - типичной постройке лет сорока, но обжитой за это время разными людьми. Дом приобрёл свой характер, стал не похож ни на какой другой, но не каждому дано увидеть его лицо. Главная особенность художника - способность увидеть в маленьком большое и наоборот. Я очень люблю наш парк Победы, берег Везёлки, особенно теперь, когда его привели в порядок, современные здания с их замысловатыми линиями и цветными окнами, потоки машин. Никогда не знаешь, что и в какой момент заставит тебя остановиться посреди улицы. Наш белый город на самом деле имеет огромное количество оттенков.
- Какую технику вы выбрали, чтобы передать всё это?
- Техника «а-ля прима» достаточно сложная - это работа по сырому, в один присест. Акварель непредсказуема, поэтому иногда всё приходится переделывать по нескольку раз, пока результат не вызовет моего собственного одобрения. Но прежде чем приступить к работе акварелью, я должна зафиксировать у себя в голове чёткую картинку, мне необходимо знать, как это будет выглядеть. Затем всё это переносится на бумагу в карандаше. Очень многое зависит от характера материала. Акварель очень своенравна, порой приходится ей уступать, тогда рисунок приобретает иные очертания, чем то, что я представила. Порой результат бывает совсем неожиданным. Всё равно мне кажется, что никогда не удастся догнать свои мысли, они всегда где-то впереди, на пару ступеней выше, чем то, что выходит на деле. Но это и заставляет пытаться снова и снова.
- Вы говорите о многообразии красок, но ваши работы довольно сдержаны, почему?
- Раньше я использовала огромное количество ярких контрастных красок, но со временем от этого отказалась. Сейчас я стала ограничиваться оттенками определённых цветов, это позволяет передать глубину эмоций, гармонию. Особенно любимой темой для меня являются сумерки, синяя гамма - попытка прийти к спокойствию. Вечер, когда все возвращаются домой с работы - время хаоса, пробок, усталой суеты, после которой обязательно наступает гармония ночи. Уже года два синий цвет всё глубже проникает в моё творчество. Интересно, что это течение уловили и мои ученики.
- К слову, о ваших учениках. Как понять, есть ли у ребёнка талант?
- Дети все талантливы. Нужно лишь помочь этому таланту раскрыться до того, как у ребёнка пропадёт интерес. Самый трудный период - 12-13 лет, и если ребёнок до этого момента обрёл способ самовыражения, это поможет ему найти в себе силы идти вперёд. Важно, чтобы ученик видел, к чему он должен стремиться, улавливал именно то, что ему даёт учитель.