Обычный клочок материи для неё – всё равно, что краска в палитре художника: нужно правильно нанести его на «холст» и получится произведение искусства. То, чем занимается Наталья, называется сегодня модным американским словом квилтинг. По-русски – лоскутным шитьём.
Творчество Натальи Стегачёвой не могло пройти незамеченным мимо «АиФ-Липецк».
Из глубины веков
– Наталья, вам известно, где зародилось лоскутное шитьё?
– Споры об этом ведутся уже много лет. Американцы утверждают, что квилтинг – это их изобретение. Из-за того, что не хватало денег на новые вещи или их просто негде было купить, находчивые американские женщины стали шить одежду из клочков ткани. Но и на Руси этот вид рукоделия появился очень давно. Наверняка, во многих домах сохранились лоскутные одеяла, сделанные ещё нашими бабушками. Самый же древний образец стёганого изделия хранится в музее в Каире. Его обнаружили учёные во время археологических раскопок. Получается, лоскутному шитью несколько тысяч лет.
– Как же вы увлеклись этим древним искусством?
– Вообще, рукоделием я занимаюсь с детства. Но интерес именно к лоскутному шитью во мне проснулся после того, как я побывала на родине Сергея Есенина, в селе Константиново.
В доме поэта я увидела старое стёганое одеяло. Оно показалось мне очень красивым и необычным. Потом я попыталась изобразить нечто подобное, но это были скорее «пробы пера». А всерьёз квилтингом увлеклась относительно недавно – года два назад. К этому времени у меня уже собралось достаточное количество лоскутков.
– И что вы из них сшили? Каким было первое изделие?
– Одним из первых было панно. Причём я сшила его из обрезков папиных и дедушкиных рубашек. Получилось практически семейное произведение. А вообще из лоскутков можно сделать всё, что угодно. Это безграничный простор для творчества! Мне кажется, занимаясь квилтингом, каждый день можно открывать для себя что-то новое. Например, однажды я попробовала в этой технике изготовить несколько сумочек. Получилось. Можно делать большие объёмные произведения, а можно - мини-квилты или, как их ещё называют, картины в миниатюре.
По законам жанра
– В каких жанрах обычно работают художники-квилтеры?
– В самых разных – это и пейзаж, и портрет, и натюрморт, и абстракция. Ведь квилт - это своего рода живопись. Только вместо красок – лоскутки ткани, но тем сложнее бывает подбирать цвета. Ведь квилтер не имеет возможности, как живописец, смешивать краски. А нужный лоскуток иногда приходится искать очень долго. Да и сама работа квилтера очень кропотливая. Тот, кто думает, лоскутное шитьё - это просто, сильно ошибается. Нужно подобрать материал, раскроить ткань, потом всё вместе аккуратно сшить.
– Говорят, в этом виде искусства даже есть свои «законы»?
– Это действительно так. Главный признак квилта - наличие трёх слоёв: верхнего - декоративного, он обычно выполняется в технике лоскутного шитья, в комбинации с аппликацией, вышивкой или коллажем; среднего -
объёмной прокладки из синтепона или ватина, которая даёт нужный рельеф, и нижнего - тканевой основы. Все три слоя простёгиваются вместе. Причём, чем качественнее выполнена стёжка, тем выше оценивается уровень мастерства самого художника.
– А чем «питается» вдохновение квилтера?
– Всем подряд. Я, например, черпаю идеи для своих будущих работ из жизни. Мне очень нравятся цветы. Поэтому они часто встречаются в моих произведениях. Можно попробовать изобразить на ткани какие-нибудь сценки из повседневной жизни. Например, дети идут в первый класс. Но изобразить не с фотографической точностью, а схематично, в чём-то даже примитивно. Мне кажется, это будет интересно и очень мило. Такое произведение придаст необычность любому интерьеру.
От рукоделия к искусству
–Каждый может овладель техникой квилтинга?
– Каждый. Было бы желание. Причём для этого не обязательно родиться женщиной. Я знаю нескольких мужчин, которые занимаются лоскутным шитьём, и делают это на очень высоком уровне. Например, известный американский художник Рики Тимс. Он даже придумал свою собственную технику квилтинга, называется конвергенция. Это соединение лоскутков особым образом. Получается, ткани разных расцветок словно проникают друг в друга, давая необычные цветовые композиции. Его работы –настоящие произведения искусства.
– Всё-таки это рукоделие или высокое искусство?
– Это рукоделие, возведённое в ранг высокого искусства. Конечно, не каждое изделие, изготовленное в технике лоскутного шитья, может претендовать на право называться художественным произведением. Но есть работы, которые по силе своего воздействия на зрителя, по глубине художественной мысли ничуть не уступают живописным полотнам. Например, произведения известного российского художника Веры Щербаковой. Её мастерством восторгаются во всём мире.
– А что лично для вас значит квилтинг?
– Для меня квилтинг – это всё! Это способ выразить свой взгляд на мир, отвлечься от рутины, сделать нашу жизнь ярче и интересней. В конце-концов, это хорошая терапия. Ведь занимаясь лоскутным шитьём, получаешь несказанное удовольствие. Мне кажется, такая отдушина необходима каждой современной женщине. Причём, это не обязательно должно быть именно лоскутное шитьё, увлечение может быть любым. Главное им по-настоящему заболеть, в хорошем, конечно, смысле этого слова.
Смотрите также:
- Лоскутное шитьё: искусство наших бабушек возвращается →
- Свет и тепло глазами художника Григория Новикова →
- Мир, погружённый в краски →