Воронеж, 21 марта – АиФ-Черноземье
21 марта – Международный день кукольника, его начали праздновать не так давно – всего 10 лет назад. Основателем этой даты считают Дживада Золфагарихо, известного деятеля кукольного театра, который однажды вынес данное предложение на обсуждение на одном из конгрессов в Магдебурге. Его поддержали, и теперь весь мир празднует День кукольника. Так кто же он такой, актер-кукольник?
Корреспондент «АиФ-Черноземье» побеседовал с Еленой Киселевой, актрисой театра кукол «Шут», которая рассказала о том, как она пришла в эту профессию, о жизни театра и о своем творческом пути. А так же о проблемах и дальнейшем развитии кукольного театра.
Актер-кукольник – это особый мир
АиФ: – Интересно узнать, где готовят актеров-кукольников? Какие есть учебные заведения?
Е.С.: – При Воронежском училище было отделение «Актер театра кукол», я заканчивала его у Федора Николаевича Лукина, который тогда являлся режиссером театра кукол. Сейчас у нас, к сожалению, нет такого отделения. Из той группы, в которой мы учились, нас осталось четыре человека в этом театре, работаем здесь с 1976 года. У нас много молодых ребят, а добываем мы ценные кадры в Екатеринбургском институте искусств.Художественный руководитель В.А. Вольховский сам был Ленинградской школы, он привел с собой двух художников – Елену Луценко, Александра Ячеина и актеров этой школы. В 1999 году он пригласил 8 молодых актеров этой же школы, но они уже окончили Екатеринбургский театральный институт. Мы передаем им все секреты, поскольку у них в институте нет всего разнообразия кукол, а кукольники должны владеть куклами всех систем.
АиФ: – Как стать кукольником? С чего начать?
Е.С.: – 21 марта, сегодня, день кукольника, а 27 марта – день театра, непонятно почему его отделяют. У нас тоже театр, только необычный. Поэтому, если человек любит театр, то он найдет ту сферу, в которой он хочет развиваться. Кукловождению научиться невозможно, так как в каждом спектакле она новая, с ней необходимо по-новому работать, и системы управления все разные. У нас такой рабочий процесс, который каждый раз нужно осваивать что-то новое. Нужно научиться чувствовать куклу, как часть своего организма, тела, души. Кукольники – это особый мир. Это какая-то отдельная каста, семья, это прародители всех театральных жанров. У нас есть один мальчик, который жил в Россоши, он настолько влюбился в наш театр, что поехал поступать в Екатеринбург, помогал нам, когда мы приехали туда на фестиваль. Я считаю, что вот этот человек серьезно выбрал профессию. После обучения будет пробоваться в наш театр. Потребность в специалистах не так высока, как вы понимаете, поэтому нет смысла открывать учебное заведение, допустим, в нашем городе. Для этого тоже должен быть мастер. Когда был жив Валерий Аркадьевич, он хотел открыть что-то подобное, но технически как-то не получилось.
Театр кукол отнимает много духовных сил
АиФ: – А в чем различия, если они есть, конечно, между актерами-кукольниками и актерами других жанров?
Е.С.: – К нам приходили хорошие драматические актеры, но, к сожалению, работать в нашем театре они не смогли. У нас есть спектакли, где есть куклы, а есть живой план, и этим мы отличаемся: мы можем и то, и другое делать. У нас, например, есть спектакль «Белый Бим черное ухо» по Троепольскому, я там играю дворничиху – работаю вживую, и с различными куклами – планшетными и ширмовыми. Мы должны делать все. Вот есть у нас спектакль «Королевский стриптиз». В силу своего возраста, мы уже не можем какие-то кульбиты выделывать, но вообще актер-кукольник очень пластичный, а также он должен обладать хорошим вокалом.
АиФ: – Как Вы пришли в профессию? Почему выбрали именно ее?
Е.С.: – В молодые годы я хотела быть балериной, потом драматической артисткой. А потом увидела театр кукол Образцова и просто влюбилась! Здесь надо много уметь, много знать, много читать. Надо быть готовым к работе. Просто так нельзя выйти и сыграть. Но это все грандиозная работа – мне всегда интересно, и я действительно люблю то, чем я занимаюсь.Как говорил Валерий Аркадьевич (Вольховский – прим. ред.), «это как трамвай переехал». Это уже диагноз, нормальным человеком уже не станешь.
АиФ: – Есть ли какие-то роли, которые Вам особенно запомнились?
Е.С.: – Сейчас в репертуаре у нас 22 спектакля. У меня все персонажи, которых я играю, с характером, и все равно я их всех люблю. На роли тратится много интеллектуальных, духовных, физических сил, как это было в последнем спектакле «Король Лир». Это та роль, о которой можно мечтать, и это, действительно, целое событие для меня. Она нравится мне до слез!
Работа над спектаклем длится год
АиФ: – А как происходит подготовка к спектаклю?
Е.С.: – Спектакли долго выпускаются. Целый год делался «Король Лир» в цехах, потом полгода еще он репетировался. А быстро нам и не нужно. Хотя бы раз месяц спектакль должен быть в репертуаре, иначе он разваливается, забывается. Чтобы спектакль был в нормальной творческой форме, мы его раз в месяц играем. Вот «Волшебная лампа Алладина» идет с 1997 года, но на него всегда аншлаг. Родители, бабушки приводят своих детей, внуков. «Шинель», к примеру, идет с 2001 года. Это духовное завещание нашего мастера Валерия Аркадьевича Вольховского, это обращение ко всем людям. Мы его храним, играем, доносим то духовное содержание, тот нерв. Театр метафорический, он говорит о типичных явлениях. Это другой театр, и зрители выходят другими из зрительного зала.Мы играли «Короля Лира», и к нам на премьеру приезжали друзья из Санкт-Петербурга. Они, посмотрев спектакль, сказали: «Мы теперь на город смотрим другими глазами». Есть зрители, ради которых хочется работать. Это такая любовь к театру, такое тонкое его понимание. И, к слову сказать, у нас театр еще уникален тем, что к каждому спектаклю музыку пишет свой композитор Александр Балаян. Этого ни в одном театре нет.
АиФ: – Есть ли разница между сегодняшним зрителем и зрителем прошлых лет?
Е.С.: – Дело не во времени. Я чувствую человека – иногда видишь чистого, искреннего зрителя. Сейчас, конечно, есть разный зритель. Поскольку интерес к театру большой, к нам постоянно приезжают из Липецка, Курска, Саратовской области, Старого Оскола, – отовсюду. Таких театров в Европе практически нет. А если говорить о какой-то разнице, то ее нет. У нас самый лучший зритель в мире. Он растет вместе с нами. Дети смотрят один и тот же спектакль в разном возрасте. Для юных зрителей наши спектакли всегда новые. В этом и заключается специфика театра кукол. Кстати, появилась новая тенденция – приносят совсем маленьких детей. Для них готовим третий спектакль. Два спектакля из серии «Русские народные сказки» уже есть – это «Волк и семеро козлят» и «Теремок». Сейчас готовим «Мерзни-мерзни волчий хвост». Классическая русская сказка, рассказанная детским языком – сценическими средствами, понятными самому маленькому. Уникальность нашего театра в том, что мы говорим с будущим.
АиФ: – Поделитесь с нами какими-то творческими планами, какие спектакли ждать воронежцам?
Е.С.: – Сейчас готовится детский спектакль, о котором я говорила ранее, а также спектакль по Маршаку. Но мы решили поставить не пьесы, а стихи. Он будет называться «Плывет-плывет кораблик по имени Маршак». Там будет и это стихотворение, а также «Жил человек рассеянный» и «Дама сдавала багаж». Это будет в игровой форме, дети будут запоминать стихи. А на следующий год и для взрослых что-нибудь поставим, но пока что не будем раскрывать все секреты.
АиФ: – Какие основные проблемы есть в театре?
Е.С.: – Сейчас мы видим заботу правительства, у нас Алексей Васильевич Гордеев был на спектакле. Впервые руководитель области побывал в театре кукол. Но есть некоторые материальные трудности. Надеемся, к примеру, что зарплата увеличится. Постановочные расходы у нас небольшие, а вот ремонт в самом здании нужно сделать. Я вообще считаю, что это арт-объект. Хотелось бы, чтобы были средства, чтобы была возможность соответствовать тому искусству, которое зритель видит на сцене. У нас лучшая сцена в мире – звук великолепный, а техника плохая. Она вообще не менялась с 1984 года, и кресла тоже еще того времени.
Куклы-долгожители
АиФ: – Есть ли какие-то сложности в работе именно с куклой? Как с помощью нее передать цельный образ?
Е.С.: – Каждый спектакль – это произведение искусства, основанный, прежде всего, на серьезной литературной основе. Мы не ставим чисто развлекательные постановки. К примеру, ростовых кукол у нас нет. У нас актер и кукла как два творческих индивидуума сливаются в единое целое, и создают единый образ. Сама кукла начинает диктовать определенные движения, пластику, – все это сливается в одно и получается определенный персонаж. Он из двух частей состоит. Плюс еще работа художника – Елены Луценко – знаковой фигуры в мире кукол. Бывает момент, что не актер ведет куклу, а кукла ведет его. Потому что кукла как бы помогает нам. В ней заложен уже определенный характер. В создании куклы участвует режиссер и художник, они решают, какая она должна быть. Но бывает, когда кукла нам «под руку не подходит», в техническом плане, режиссер идет навстречу.
АиФ: – А что с куклами происходит, когда спектакль снимают с репертуара театра? Их отправляют в музей?
Е.С.: – Куклы у нас долгожители. Спектакли мы иногда снимаем с репертуара. Это происходит по разным причинам. Он может художественно уже не представлять ценности. Ведь театр – это искусство здесь и сейчас, поэтому что-то уходит как явление. Иногда бывают такие роли, что просто нет других исполнителей, мы тоже снимаем этот спектакль, но это редкий случай. У нас существует музей и экспозиция. Также у нас есть много запасников. Мы с этим музеем были в Испании, где они делают фестиваль «Окно …» в какую-либо страну. И вот мы были в рамках выставки «Окно в Россию». На мероприятие приехали три театра – музей театральных кукол Образцова, Екатеринбургский театр и наш. Все восторги, скажу без лишней скромности, были на стороне нашего театра.
И, действительно, коллекция, которая представлена в музее театра кукол «Шут» – это явление уникальное. Куклы в ней абсолютно разные, со своим собственным характером, собственной историей. Рассматривая каждую из них, узнаешь знакомый образ, и, кажется, что каждая из кукол живет своей собственной жизнью в стенах этого удивительного театра, наполненного безумной творческой энергией его актеров, режиссеров, художников, композиторов и всех тех, кто создает этот уникальный фантазийный мир.
Смотрите также:
- Энергетика сцены. Николай Черныш - об актёрах, зрителях и магии театра →
- Юрий Попов: "То, что запрещено, всегда интересно публике!" →
- О кукловодах, зрителях и современной драматургии →