В Белгороде впервые выступил оркестр Мариинского театра

   
   

Белгород, 21 мая – АиФ-Черноземье

В 2013 году все концерты фестиваля решено посвятить70-летию Курской битвы. По завершении концерта маэстро Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев поделились своими впечатлениями.

Денис Мацуев: «Белгороду нужен новый рояль»

– Концерт Чайковского – это музыка всех времён и народов, это та музыка, с которой у меня связано 25 лет жизни. Первый раз я сыграл его в 13 лет, в своём родном Иркутске. Для меня эта музыка вечна, она будет звучать и через сто, и через тысячу лет. Огромное счастье играть этот концерт с таким дирижёром, как мой друг Валерий Гергиев. Нас многое объединяет, никакой разницы в возрасте я не чувствую, потому что этот человек молод и душой, и внешне. Гергиев – это всегда уникальный мастер-класс.

Я в Белгороде второй раз – у вас надо с роялем что-то делать. Инструмент очень хороший, но, к сожалению, он не в том состоянии, в котором должен быть. Порвалась струна буквально на первом аккорде. Белгороду нужен новый рояль.

В прошлый приезд мы обсуждали проблему детского музыкального образования – в обыкновенные музыкальные школы тоже хотят вносить нововведения, но здесь нельзя рубить с плеча! Конечно, многое можно усовершенствовать. Но, прежде всего, надо думать о содержании музыкальной школы, в каком она состоянии, какие зарплаты у педагогов. Вот это самое важное! Они ведь просто фанаты своей работы, за такие копейки, за нищенские гроши.

   
   

Я всегда выхожу на сцену с одинаковыми чувствами, не разделяю концерты на главные и неглавные, проходные и какие-то знаковые. Для меня выход на сцену – всегда праздник, я всегда играю для публики. Прекрасно помню свой первый приезд в Белгород, когда я играл с вашим симфоническим оркестром. Меня поразили и зал, и приём. Рассказал об этом Гергиеву, который в этом году впервые приехал к вам. Этот Пасхальный фестиваль – нечто стахановское. Сегодня у нас три концерта в трёх разных городах – Белгороде, Курске, Орле. Вчера, 6 мая, были Смоленск и Брянск, завтра, 8 мая, у нас Тула. Вечером после Тулы у меня Ярославль – на вертолёте лечу туда на фестиваль к Юрию Башмету. Возвращаюсь в Москву 9 мая, где в час дня у нас традиционный концерт на Поклонной горе, а вечером – концерт в Большом зале консерватории. 10 мая я уже открываю конкурс в Астане, в Казахстане.

В общем, тот график, который у нас есть, мне очень близок, потому что, несмотря на безумную усталость и переезды, сцена заряжает, лечит. Мы называем это сценотерапией. Мы очень ждали концерта в Белгороде, впечатления от публики прекрасные. А ещё мне кажется, что приезд оркестра Мариинского театра станет импульсом, толчком для молодого поколения в первую очередь. Так приятно, когда в концертные залы приходит много молодёжи.

Валерий Гергиев: «Надеюсь, мы будем дружить!»

– В этом году у Пасхального фестиваля уже 12-й сезон. Он имеет и духовный символ, как посвящение Светлому Воскресению, и патриотический, как дань Победе, да и просто символ весны и обновления. В этом году мы решили, что фестиваль будет посвящён 70-летию Курской битвы, одному из ключевых сражений Великой Отечественной, и мы приедем в те города, которые стали опорными точками стратегических операций. Это дань памяти. Классическая музыка, мне кажется, способна вызывать эмоции, которые соответствуют этому историческому событию, – она всегда возвышает.

Мой отец прошёл всю войну, от первого до последнего дня. В нашей семье очень многие остались на полях сражений. Это трагические события, которые не ушли навсегда, эти шрамы не уходят. Я отношусь к этому без лишней патетики, но очень серьёзно. Сейчас в России есть возможность не думать о проблемах, как 15-20 лет назад, когда стали забывать обо всём, когда надо было просто выживать. Сейчас, мне кажется, проходить мимо таких дат не должны ни крупные политики, ни региональные власти, ни простые граждане, которые живут в непосредственной близости от великих исторических мест сражений. Мы из Петербурга, но знаем, что тут, под Прохоровкой, решалась судьба всей Второй мировой войны.

7 мая – день рождения Чайковского, к творчеству которого я испытываю особую привязанность. В Белгороде прозвучали Первый концерт для фортепиано с оркестром и Четвёртая симфония. Главное, что мы впервые в Белгороде, и в нашей биографии новая страница. Надеюсь, что публика в Белгороде не была разочарована, и мы сможем продолжать нашу дружбу. Тем более что у вас новая филармония. Я прислушался к этому залу, уже возникают свои акустические ощущения. Играли мы ярко, торжественно. Музыка была и весёлая, и вихревая, и быстрая. Была и лирика, и раздумье, и тишина. Мы постарались дать публике возможность почувствовать силу и красоту музыки. У нас в Мариинском театре замечательные певцы, есть десятки программ. Россия – страна оперная, балетная. Мы познакомимся с вашими возможностями, будем планировать какие-то акции, которые более или менее регулярно будут связывать Петербург и Белгород.

Смотрите также: