Липецк, 11 июня – АиФ-Черноземье.На днях труппа Липецкого академического театра драмы им. Толстого вернулась из Болгарии, где принимала участие в международном фестивале «Новая болгарская драма». Там липчане представили публике спектакль «Полковник-птица», который был удостоен престижнейшей премии «Лучший зарубежный театр». По возвращении на Родину Сергей Бобровский, главный режиссёр театра, стал гостем редакции «АиФ-Липецк».
Поняли друг друга
АиФ: – Сергей Александрович, расскажите, чем запомнился фестиваль в Болгарии?
АиФ: – А что отметил сам автор пьесы, присутствовавший на просмотре болгарский драматург Христо Бойчев?
С.Б.: – Он говорил много комплиментов в адрес артистов и в целом театра. И ещё раз повторил фразу, которую сказал год назад, когда увидел пьесу впервые: липецкая постановка на данный момент одна из самых лучших. Конечно, было лестно такое услышать, но меня больше интересовало, почему он так считает. Он объяснил это тем, что у нас получились персонажи очень живые, похожие на настоящих людей. По сути это комплимент в сторону психологического театра, липецкой школы как таковой.
АиФ: – Социальные проблемы, которые затрагиваются в спектакле, насколько они актуальны для нас?
Досье |
|
---|---|
Сергей Бобровский родился в Кемеровской области. В 1999 году окончил Высшее театральное училище имени Щукина по специальности «Режиссура». В 2003-2008 годах был главным режиссёром Бийского городского драматического театра. С августа 2008 года – главный режиссёр Липецкого академического театра драмы имени Л. Н. Толстого. |
С.Б.: – Очень актуальны. Ведь по сути проблемы душевнобольных людей, о которых говорится в пьесе, никак не решаются. Подтверждение тому – череда пожаров в психиатрических больницах. На мой взгляд, это результат людского равнодушия. Этой пьесой хотелось напомнить о том, что такие люди есть, что они являются членами нашего общества. В общем-то спектакль укладывается в русскую традицию уважительного отношения к униженным и оскорблённым, тем, кто оказался за бортом социальной лодки успеха, комфорта и достатка.
Время перемен
АиФ: – В пьесе остро звучит ещё одна тема – тема перемен. Как вы считаете, а в реальной жизни они назрели?
С.Б.: – Они уже происходят. У людей возникает естественная потребность меняться: именно поэтому мы берём грабли и выходим на субботники. И это хорошо, я как раз за такие перемены. Пусть они будут маленькими и не всегда заметными, но они заставляют человека духовно расти и совершенствоваться. Главное, чтобы не было революций. Таких перемен я не хочу и не желаю своей стране. Мне кажется, все мы хотим, чтобы, наконец, наступила экономическая и социальная стабильность.
АиФ: – Некоторые считают, что стабильность не наступит, пока не будет жёсткого руководителя. А как же демократия, к которой мы так стремились?
С.Б.: – Мы хотим быть демократами. Но просто хотеть мало. Для этого должна быть внутренняя культура, а её-то как раз нам и не хватает. Потому, можно создавать какую угодно иллюзию, на дворе будет тот режим, который позволит наша внутренняя культура. А до той поры нам будет нужен какой-то «полковник». Поэтому власти с народом придётся как-то договариваться. Хоть это и сложно: сейчас в стране такое многоголосье – и правые и левые, и синие, и зелёные – кого только нет.
АиФ: – Да, но разве всё это не от неудовлетворённости?
С.Б.: – Русскому народу всегда всё плохо, и, какая бы власть ни была, она во всём будет виновата. Традиция у нас такая – страдать, потому драма – наш самый популярный жанр. Но мне эта позиция совершенно не близка. Обвинять всех и ничего не делать самому – просто. А ты попробуй начать с себя. Даже в мелочах, в повседневной работе попробуй измениться. Как раз про это наш новый спектакль «Моя жизнь» – о самоопределении человека. Герой не сделал революции, но нашёл себя, а это гораздо важнее.
Тоска по богатырю
АиФ: – Скоро состоится премьера вашего спектакля «Сказка о царе Салтане». Как-то в одном из интервью вы сказали, что он отражает вечную тоску России по богатырю. О каком богатыре идёт речь?
С.Б.: – Богатырь – не в смысле физически сильный человек, а духовный лидер, если хотите, Мессия, который сможет привести страну к светлой, мирной и спокойной жизни – раю на земле. В данном случае сказка – это мечта именно об этом. Я думаю, что и Пушкин в своё время в фольклорной форме пытался выразить тоску о неком идеальном государстве.
АиФ: – Может у нас появиться такой богатырь?
С.Б.: – Он не может возникнуть просто так. Он появляется только тогда, когда на дворе беда. У нас пока ещё не всё так критично. Хотя каждому из нас не мешало бы задуматься над тем, отчего происходят землетрясения, наводнения. Ведь мы же сами себя губим в своей цивилизации. Мы слишком паразитируем на Земле. Но, даже понимая это, вместо того чтобы измениться, подыскиваем место, куда бы сбежать. Вот она, людская психология. В этом смысле, я думаю, рано или поздно должен прийти человек, которому предстоит спасать мир, но это будет Богатырь даже не российского – вселенского масштаба.
АиФ: – А пока что же делать остальным?
С.Б.: – Как сказал Чехов, неси свой крест и веруй. Ведь это очень правильное высказывание. Зачастую бывает так, что крест, который взял человек, ему не по плечу. А некоторые изначально выбирают себе путь паразита – Хлестакова, Чичикова и им подобных героев, коих сейчас немало. На таком пути, конечно, легче, забыв свою совесть, достигнуть цели. Путь «человека совести» куда сложнее. Но если ты выбираешь его, то у тебя, по крайней мере, есть возможность стать человеком.
Смотрите также:
- Третий - не лишний. Основатель театра «Компромисс» о цензуре и невежестве →
- Что скрывается за кулисами? Чем живёт орловский театр сегодня →
- Евгений Поплавский: «Культуру нужно поднимать» →