Гришковец: «Буду делать то, в чем и не помешают, и не помогут – литературу»

Воронеж, 14 июня – АиФ-Черноземье. 13 июня воронежцы встретились с драматургом, актером и писателем Евгением Гришковцом – вечером он показал свой спектакль «Прощание с бумагой». На вопросы читателей Евгений Валерьевич отвечал охотно, а вот к представителям прессы был настроен не так доброжелательно, пояснив: «Я не люблю общаться с журналистами, поскольку это всегда довольно формально – они только слушают и кивают»

   
   

Отвечая на вопросы читателей, Евгений Гришковец рассказал о литературных планах, становлении своего таланта и «трех шагах» художника, современном кинематографе, новом литературном феномене и своей гражданской позиции.

Литературные планы

– В прошлом году у меня вышла книга «Письма к Андрею», это записки об искусстве. Позавчера у меня было большое событие в жизни – я побывал в Рязанской губернии, в деревне Мясное, где в 1970-х годах Андрей Тарковский купил дом, и долгое время его своими руками строил и переделывал. Я впервые прикоснулся к тем вещам, к тем предметам, а главное – оказался в том пространстве, где жил этот важнейший для меня художник.

Сейчас у меня в литературных планах книга, которая будет состоять из двух повестей. Она будет так и называться «Две повести, не ставшие романами». Я надеюсь ее закончить к октябрю, за лето. Это основные планы. Сезон у меня заканчивается, сегодня у меня завершение гастролей по Центральному округу, послезавтра важное событие – концерт с грузинской группой «Мгзавреби». Это их первое выступление в России. Я думаю, они скоро будут на слуху наряду с «Мумий Троллем». Сейчас тех, кто занимается творчеством по-настоящему, очень-очень мало. Новых имен почти нет.

 

Фото:www.russianlook.com

Путь на сцену

   
   

– Я никуда не пробивался. Сначала долго занимался студенческим театром и не представлял себе, что когда-нибудь выйду на профессиональную сцену, и кто-то купит в другом городе билет на мой спектакль. Потом случился театральный успех, который я воспринимал как счастливую случайность. Литературный успех уже был на основе театрального – это все длилось очень долго. С того момента, когда я в 1983 году начал заниматься пантомимой до 2000 года, когда я получил «Золотые маски», был длительный период с перерывом на три года службы на флоте, где я тоже постоянно занимался. Постоянно выстраивалась некая цепочка везений. Первый шаг художника, если он настоящий художник, делается легко. Если у него случается успех, то второй шаг происходит в других условиях. Второй шаг происходит под пристальным вниманием всех: публики, критиков, общественности, и все ждут какой-то провал. На третий шаг, чаще всего, художнику не хватает сил. Он либо ломается, либо идет на поводу у тех, к кому прислушивается. Третий шаг – это основа некой творческой судьбы. Мне посчастливилось, что первый шаг я сделал в 32 года, понимая, что именно я хочу делать.

О кино

– После «Сатисфакции» я точно не буду заниматься кино как продюсер и как производитель, потому что в России честному художнику невозможно заниматься этим – все зависит от денег, а, значит, я не самостоятелен, нужно обращаться за деньгами к тем людям, у которых они есть. У них свое представление об искусстве и кино. Нужно исполнять то, что они требуют. Так много равнодушных людей, как в нашем кинопроизводстве и кинопрокате, я не встречал никогда. С равнодушными людьми работать не могу, находиться в одном помещении не могу. Поэтому я буду делать то, в чем мне никто не сможет ни помешать, ни помочь – литература, где я один в своем кабинете с листком и ручкой, и театр, где я один на сцене. Сейчас тот период, когда можно констатировать, что отечественного кинематографа самостоятельного, самобытного, на данный момент, не существует. Особенно это показательно в таких фильмах как «Высоцкий», «Гагарин», «Легенда-фальшивка № 17» и иже с ними. Это абсолютно фальшивое кино, где нет никакой попытки сказать о современнике, то есть о нас с вами. Наше время, наша эпоха зафиксирована в отдельных литературных произведениях, которых крайне мало.

 

Михаил Бычков, один из организаторов Международного Платоновского Фестиваля, вручил Евгению Гришковцу книгу Андрея Платонова. Фото: Екатерина Саврасова

О книгах

– Я читаю книги не ради удовольствия, а ради художественного впечатления. Искусство – это не развлечение, это серьезное переживание. Я не хотел бы, чтобы, например, мою книгу «Реки» человек прочел между делом на пляже в Турции. Хотелось бы, чтобы он ее читал, когда ему действительно надо и необходимо. А «Рубашку» можно почитать и в Турции – это забавный легкий роман. Все зависит от того, что читать и когда читать. Литературу не нужно читать абы как. С появлением электронных книг, появился новый литературный феномен: человек может сразу читать четыре-пять книжек, а, на самом деле, не дочитывает ни одной. Я против такого чтения.

О политике

– Я точно знаю, что, если бы в период первых митингов я бы был в Москве, то я точно бы на них пошел, но не вышел бы на сцену. Мне нечего сказать, я ничего не могу предложить. Я был бы просто одним из тех людей, которые поддерживают некий такой порыв. Я в ужасе от того, что происходит в стране, я горюю по этому поводу. Тем не менее, у меня нет какого-то внятного манифеста, который я мог бы сформулировать. Я занимаюсь другим делом. Политическая жизнь и художественное творчество совершенно несовместимы. У меня, конечно, есть моя гражданская позиция, но я нужен своим современникам и своим соотечественникам в другом качестве.

Смотрите также: