Ник Перумов – широко известный в России и за ее пределами писатель-фантаст, автор таких серий, как «Кольцо тьмы», «Империя превыше всего», «Летописи Хьерварда». Совсем недавно Перумов отпраздновал 25-летний юбилей литературной деятельности. Приехав для презентации своего нового труда, писатель успел немного прогуляться по Воронежу, отметив его красоту, и провел две встречи с читателями.
Стимпанковская Империя против «допетровской Руси»
В столице Черноземья фантаст представил вторую книгу из цикла «Молли Блэкуотер». Это первая серия, которую Ник Перумов пишет для молодого читателя. Главная героиня оказывается между двумя враждующими мирами: с одной стороны технократическая Империя, с другой – страна, похожая на допетровскую Русь. Как говорит Ник Перумов, герой приключенческих историй – это обычно мальчик, однако ему хотелось показать больше эмоций, размышлений, а это, по его мнению, свойственно девочкам.
«Молли Блэкуотер – человек из англосаксонской цивилизации, среди которой я живу. Так сложилась моя судьба. Не очень я этому рад и не сильно этим горжусь, но пока дело обстоит именно так. Я хорошо знаю, как они относятся к тому, что лежит за пределами их мира, и в частности, как они относятся к нам. Конечно же, серия о приключениях Молли Блэкуотер – это книги о конфликте двух миров: нашего и англосаксонского. Энергия разрыва, которая распространяется в реальности, естественно отражается и в книгах», – говорит Ник Перумов.
Работая над новой серией, Перумов не забывал и о старых «долгах». Скоро, по его словам, увидят продолжение незавершенные истории.
«Иногда очень нужно отвлекаться от себя прежнего, ставить перед собой новый рубеж, его брать и смотреть, что из этого получается. Могу ли я писать для молодого читателя? Могу ли я писать так, чтобы современные дети гаджетной эпохи все-таки взялись за печатный текст? Можно сказать, что я замахиваюсь на лавры Джоан Роулинг. В Америке десятки миллионов детей стали читать после того, как вышел «Гарри Поттер». Я надеюсь, что мои книги послужат возвращению чтения в досуг молодого поколения. Нужно читать, я сам чувствую, как без чтения, только от смотрения в экран, у меня буквально залипают мозги. Книга – это то лекарство, тот глоток кислорода, без которого лично я жить не могу», – рассказал фантаст.
Представив книгу, Ник Перумов ответил на вопросы читателей. Самые интересные ответы записал «АиФ-Черноземье».
О русском читателе и русских фантастах
– Вы живете в Америке. Как у вас складываются отношения с заграничными поклонниками, издательствами?
– Меня издают довольно много в Европе, в не очень больших странах, в Чехии, например. Много книг, как ни странно, вышло в Польше. При их неоднозначном отношении к России почему-то книги русских фантастов идут в Польше просто на ура. Как мне объяснили польские издатели, их фантасты пишут донельзя депрессивно. Сам я с этим не согласен, я очень люблю Сапковского, его цикл «Ведьмак». Я выступал в Стокгольме перед своими шведскими читателями и был удивлен их дотошностью. С чисто северной настойчивостью они прошли через все мои книги и задавали вопросы в основном по деталям. Что касается американского читателя, то тут у меня все еще впереди. Американский читатель – это очень специфическая категория, им еще многое предстоит доказать.
– Как бы вы отнеслись к идее экранизации ваших произведений? В каком стиле вы хотели бы их увидеть?
– Я бы, допустим, хотел увидеть свои книги в жанре аниме. Мне кажется, они очень для этого подходят. У нас был удачный опыт аниме «Первый отряд», как мне кажется. И, по-моему, давно уже пора дать ответ на аниме «Девочки и танки» («Танкистки»). К сожалению, я могу только мечтать об этом, для производства кино нужны большие деньги. С продюсерами разговариваем, может, когда-нибудь из этого что-нибудь получится. Когда ко мне обращаются независимые команды, создающие игры или кинопроекты, я всем всегда даю согласие.
Джордж Мартин - не мой автор. Сериал я не смотрел совсем. Сага «Песнь льда и пламени» – коллективный потрет фобий и неврозов современного американского общества.
– Не планируете ли вы написать книги про второстепенных персонажей из «Молли Блэкуотер»? У той же Роулинг успешно выходят спин-оффы по вселенной Гарри Поттера.
– Все зависит от моего дорого читателя. У меня есть творческая программа и планы, но эти планы могут меняться. И если Молли Блэкуотер заживет своей жизнью, я вполне допускаю, что второстепенные герои из этих книг придут ко мне и властно скажут: «А теперь ты пишешь о нас».
– Кого вы бы могли посоветовать из современных отечественных фантастов?
– Могу смело порекомендовать Сергея Лукьяненко. Кроме «Дозоров», у него огромное количество прекрасных книг. Берите практически любую книгу Сергея Лукьяненко и не ошибетесь. Если нравится эпическое фэнтези, я могу порекомендовать Веру Камша. Если интересно городское фэнтези, тогда, наверное, Вадима Панова, если юмористическое фэнтези, то, пожалуй, никто не делает этого лучше Ольги Громыко.
О нелюбви к «Игре престолов» и настоящих толкиенистах
– Как вы относитесь к Джорджу Мартину? Действительно ли он нашел изюминку в жанре?
– Мартин - не мой автор. Я осилил первую книгу, с большим трудом заставлял себя читать вторую, на третьей я уже «умер». Сериал я не смотрел совсем. Сага «Песнь льда и пламени» – коллективный потрет фобий и неврозов современного американского общества. Все герои там отягощены тяжелейшими комплексами. Мне не очень интересно было в них разбираться. Если уж разбираться в комплексах, то в наших, русских.
– По сети ходит легенда, что на вас были сильно обижены толкинисты (поклонники Толкина – прим. ред.) за вашу трилогию «Кольцо тьмы» (действие разворачивается в Средиземье, созданном Толкиным, – прим. ред). Правда ли, что получился конфликт?
– Да, у нас вышла конфронтация на деревянных мечах. Тогда были настоящие толкинисты, которые за своего кумира готовы были идти врукопашную. Ваш покорный слуга тогда был на 20 лет моложе, спортивнее, занимался техниками самообороны. И хотя это стоило мне зуба, более тяжких телесных повреждений удалось избежать. Я не Рэмбо, не Жан-Клод Ван Дамм, я использую слово «отпинался». Но этих ребят можно уважать, они не шипели по углам, а пошли, как говорится, стык в стык, кость в кость.
«Крым - сакральная земля»
– Приходилось ли вам быть автором-призраком, «литературным негром»?
– Я был таким автором в районе 1992-1994 годов. Трудные 90-ые, я писал всякое, чем не горжусь, что не признаю своим. Хотя по Сети ходит много разных слухов, предположений, инсинуаций, я это просто не комментирую. Это осталось далеко в 90-х. В свое время эти книги помогали моей семье просто есть, но сейчас я бы не очень хотел о них вспоминать.
– В цикле «Империя превыше всего» можно проследить сходство с событиями между Россией и Украиной. Это совпадение, или произошедшее между государствами в последние годы можно было прогнозировать?
– Новый Крым появился в имперской дилогии по одной простой причине: для «меня-ребенка» Крым всегда был такой сакральной землей, потому что оттуда начиналось христианство на Руси. Новый Крым был для меня символом последнего рубежа, за который мы уцепились зубами и с которого нас уже не сбросить. И оказалось, что это действительно так. Когда начался 2014 год, и все эти события случились, это был тот самый рубеж, который Россия не смогла оставить. В этом, наверное, было какое-то мое совпадение с ментальностью страны, значит, я не оторвался от своих читателей, я думаю и чувствую примерно так же, как и они.