Тамбов, 8 июля – АиФ-Черноземье. Связавшись с Михаилом Леонтьевым, художественным руководителем и главным дирижёром оркестра, «АиФ-Тамбов» выяснили: Тамбов он очень любит и будет продолжать здесь работать. А на время отпуска всего лишь уехал погостить в родной город.
Эксперименты
АиФ: – Михаил Анатольевич, удалось ли реализовать творческие задумки в прошедшем концертном сезоне?
Необычно прозвучали «Русские сезоны» для скрипки, сопрано и струнного оркестра российского композитора Леонида Десятникова.
Хорошие отзывы получил тематический концерт «Масленица». В нём участвовали артисты детской филармонии. Кстати, мы предполагаем его включить в концертную программу нового сезона.
Публику чувствую спиной
Блиц-опрос | |
---|---|
- На что с радостью тратите время, кроме музыки? - На ребёнка. - Любимые композиторы? - Конкретные фамилии не назову. Скажу, что больше нравятся русские и французские. - Какую музыку, кроме симфонической, слушаете? - Люблю тихий блюз. - Что сейчас читаете? - Предпочитаю специфическую литературу. Недавно прочёл книгу «Треугольники» дирижёра Геннадия Рождественского - Занимаетесь ли спортом? - Раньше хорошо плавал. Сейчас обожаю большой теннис. - Отношение к Интернету? - Положительное. - Сидите в социальных сетях? - Да, в «Фейсбуке». - Что вас заинтересовало из последних политических событий в стране? - Ничего. Я аполитичен. - Партитуры по ночам снятся? - Нет. Снятся концерты. - Любимые улицы в Тамбове? - Набережная, Коммунальная, Рахманинова. - План № 1? - Отдохнуть в отпуске. |
АиФ: – Вы – «столичная штучка» из Питера. Хорошо знаете вкусы и манеры тамошней публики. Интересно, тамбовский почитатель классической музыки отличается от столичного?
М.Л.: – Несмотря на то, что я – коренной петербуржец, не считаю себя законченным снобом. Откровенно говоря, мне ближе провинциальный слушатель. Насколько я заметил, на наши концерты ходят почти одни и те же люди. Но самое главное, тамбовская публика – добрая. Так называемых энергетических вампиов здесь нет или почти нет. Ведь как любой дирижёр, я своих слушателей, буквально, чувствую спинным мозгом. По поводу зрительской образованности говорить некорректно. Если человек пришёл нас послушать – уже неплохо. Нужно отдать должное – тамбовские слушатели вести себя на концертах умеют, разве что иногда сотовые телефоны отключать забывают – это мешает.
Бывает, что кто-то вдруг зааплодировал между частями – значит, новый человек в зале появился, что тоже по-своему хорошо. Никогда не поздно приобщиться к великому искусству.
АиФ: – У вас бывают аншлаги, или чаще приходится работать при полупустом зале?
М.Л.: – К сожалению, своей творческой площадки у нас нет, и оркестр привязан к филармонии. Но поскольку сейчас она закрыта, мы вынуждены работать в зале учебного театра института культуры, что, конечно же, приносит некоторые неудобства для музыкантов и зрителей. Так вот, на этой площадке мы собираем по 300 человек – в филармонии было значительно больше. Например, я знаю некоторых интеллигентных, даже состоятельных тамбовчан, которые не хотят проводить вечера в учебном театре. Им интереснее «выгулять» свои наряды в солидном концертном зале. Но здесь нужно учитывать ещё один момент – не хватает грамотной рекламно-просветительской работы. Сегодня важно уметь солидно и интересно преподать товар, заинтересовать новую публику. Считаю, что классическую музыку, и в частности, симфоническую, нужно включать и во многие городские мероприятия.
Музыкантов не хватает
АиФ: – Тамбовские музыканты оркестра работали со многими дирижёрами. Как складываются у вас отношения с коллективом?
Досье | |
---|---|
Михаил Леонидович Леонтьев родился в 1982 г. в Ленинграде. В 2005 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, получив специальности хорового и оперно-симфонического дирижёра. Лауреат международных конкурсов. С мая 2011 г. возглавляет Тамбовский симфонический оркестр. Женат. Имеет сына. |
М.Л.: – Скажу честно: ко всем отношусь ровно. Когда дирижёр приглашённый – одно дело. А когда ты ещё и руководитель – ни о какой «любви» не может быть и речи. Постоянно хочется видеть лучшую дисциплину и более ответственное отношение к работе. Но поскольку нет конкуренции среди музыкантов, нередко приходится на что-то закрывать глаза. Ведь выгоним одних – а замены-то нет. В идеале, мы должны устраивать конкурс при наборе, проводить аттестацию. А мы испытываем трудности с кадрами. Честно говоря, даже не знаю, кто останется в коллективе, когда выйдем из отпуска.
АиФ: – Но другие оркестры в таких случаях приглашают иногородних музыкантов…
М.Л.: – Отличным вариантом было бы объединить два оркестра к примеру, Липецкий и наш, чтобы сделать один качественный. Базу определить в Тамбове – этот город более располагает к творчеству. Я предлагал такую идею на уровне области, но пока остался неуслышанным. Что же касается привлечения музыкантов из других регионов, то нам это не по карману. Ведь важно не только заманивать зарплатой, но и снимать жильё для приезжих.
Гастролировать нужно
АиФ: – Почему не занимаетесь гастрольной деятельностью?
М.Л.: – Это тоже дорогое удовольствие. Мы не можем позволить себе выступать даже за пределами Тамбова – нет своего транспорта. Хотя я уверен: люди из глубинки с удовольствием бы приходили послушать живую симфоническую музыку. Ведь некоторые даже инструментов оркестровых в реальности никогда не видели.
АиФ: – Чего не хватает тамбовским оркестрантам?
М.Л.: – Есть люди, которые играют превосходно, а есть, которые не могут чисто физически этого делать. У нас работают исполнители в возрасте от 20 до 70 с лишним лет. Из 60 музыкантов 20 – совместители. Да и само штатное расписание маленькое для симфонического оркестра – в нём должно числиться не менее 100 вместе с обслуживающим персоналом, а у нас – 70. В целом музыканты хорошие, могут играть. Но нынешняя жизнь подталкивает многих зарабатывать хлеб насущный в нескольких местах, что сказывается на качестве. Я бы сказал так: не хватает стабильности. Сюда я вкладываю и состав, и дисциплину, и финансы.
Нужны спонсоры
АиФ: – Но разве не помогает грантовая система сегодня?
М.Л.: – Грант – это настоящая профанация. Не нужно громких слов, можно было просто назвать это средствами на зарплату. В данном случае гранты помогают – есть ребята, которые могут получать больше. По этому поводу в последнее время много трений в российских оркестрах. Люди начинают жаловаться во все инстанции, т. к. считают несправедливым распределение начислений. Вообще считаю, что зарплату должно давать государство, а помогать делать ремонт и обновлять инструменты – спонсоры. На каких инструментах играют музыканты? Фаготы и некоторые другие духовые буквально в руках разваливаются. Поэтому привлечением спонсоров управлению культуры нужно заняться серьёзно.
АиФ: – Что ожидает зрителей в следующем сезоне?
М.Л.: – Предстоящие концерты будут оформлены в строго классическом стиле. Несмотря на то, что дорогих солистов приглашать не имеем возможности, всё-таки столичные гости нас порадуют. Они же сами частично и оплатят расходы. Обо всём рассказывать сейчас не стану, но некоторые карты раскрою. В Тамбов приедут молодые солисты Дома музыки из Санкт-Петербурга и московской филармонии.
Смотрите также:
- Дирижер Проскурин: «Уровень профессиональных музыкантов практически сравнялся с любительским» →
- Группа 25/17: «Мы не работаем на субкультуру. Мы делаем то, что хотим» →
- С кларнетом и молотком. Зачем музыканту быть в хорошей форме →