Курск, 28 мая – АиФ-Черноземье
– Воодушевиться можно чем угодно! Даже сухим деревом, мимо которого мы каждый день ходим и не замечаем, что это произведение искусства, – считает Сергей Проскурин, организатор, главный дирижёр и художественный руководитель Русского камерного оркестра КГУ.
Сергей Георгиевич уже неоднократно был героем публикаций многих печатных изданий Черноземья. Заслуги и талант Проскурина широко известны не только русскому, но и зарубежному слушателю. Сейчас знаменитый музыкант, заведующий кафедрой инструментального исполнительства Курского государственного университета и Венской консерватории им. Бетховена, даёт десятки концертов в лучших залах мира.
«В провинции трудно»
АиФ.: – Сергей Георгиевич, вы широко известны своей просветительской деятельностью. Скажите, какие проблемы чаще всего возникают на этом пути?
С.П.: – Если я решил сделать что-то хорошее, поделиться с людьми чувствами, которые я испытал от музыки, то все остальные преграды, которые будут возникать, я обязан преодолеть и ни в коем случае не обращать внимания на них, ведь это проверка самого себя. Не хочу говорить о сложностях, их нет. Проблему можно найти во всём… Всё зависит от нашего отношения к ситуации, от нас самих. Кто-то всё делает с лёгкостью, а кому-то приходится поупорствовать. Мне, например, всё доставалось с большим трудом, не было подарков от судьбы. Кроме одного – любви своих родителей.
АиФ.: – Как бы вы оценили профессиональный уровень музыкальной деятельности в Курске и области?
С.П.: – Общая ситуация удручающая. Профессиональный уровень невысок, практически сравнялся с любительским. Почему? Потому что престиж профессии упал, в музыкальные училища поступают мало. Хотя с любителями даже интереснее, так как они руководствуются своей любовью к музыке, а ведь жизнь делает из профессии рутину, и какие-то сложные вопросы оттягивают человека от настоящих мыслей. В провинции трудно, потому что музыкальная деятельность меньше финансируется, меньше интересных проектов, которые реализуются. На всё это, конечно, много как объективных, так и субъективных причин.
АиФ.: – Как вы считаете, хорошо ли сейчас учат музыке у нас в области?
С.П.: – Здесь опять же всё очень индивидуально. Если обобщить, то я с грустью, в общем-то, смотрю на возникшую тенденцию безразличия. Всё меньше и меньше самоотверженных людей, которые посвящаот свою жизнь этому делу.
АиФ.: – Где вам легче работать – за рубежом или на родине?
С.П.: – Если речь идёт о преподавании, то с точки зрения музыкальной отдачи, творческих процессов мне больше нравится в России. А с точки зрения дисциплины и отношения к делу, это, конечно, европейская жизнь – она очень отлажена. В России всё более эмоционально, более хаотично, но в этом есть как минусы, так и плюсы.
АиФ.: – Многие концерты, которые даёт ваш оркестр, проводятся в Курской областной филармонии. Скажите, а есть ли ещё достойные места для проведения концертов?
С.П.: – Единственный зал, где можно музицировать, – это зал Курского государственного университета. Во всех остальных помещениях приходится играть с динамиками и микрофонами, что изначально убивает музыку.
«Я не подстраиваюсь под публику»
АиФ.: – Как вы думаете, что есть для курского слушателя камерная музыка?
С.П.: – Дело в том, что все слушатели очень разные. Есть люди, которые в 25 лет услышали впервые живую классическую музыку. Есть те, которые занимаются ею с детства, а есть – которые знают о ней больше, чем профессиональные музыканты. Я думаю, что камерная музыка для той публики, которая посещает наши концерты, понятна, доступна, интересна и привлекательна. Для тех, кто не ходит на наши выступления, такая музыка не актуальна или они к ней не готовы. Потому что мы даём много концертов, и всегда есть возможность прийти и послушать наше исполнение хотя бы для того, чтобы сделать для себя какое-то открытие, или наоборот – разочароваться.
Наше восприятие музыки изменилось. Мы и сами изменились: мы стали быстрее, агрессивнее. Исполнение прошлых времён разительно отличается от настоящего, даже инструменты претерпели преобразование. Если я играю какую-то музыку на современном инструменте, то я буду придерживаться какой-то этики, которая понятна слушателям. Нет, я не подстраиваюсь под публику, этот процесс – совместный.
АиФ.: – Отсюда вытекает вопрос: каково, по вашим наблюдениям, восприятие зрителя?
С.П.: – Бывает слушатель, который пришёл подготовленным, который знает, чего хочет. Бывает человек, который долго не может «раскачаться», а уже к концу понимает и оценивает музыку. А бывают зрители-аналитики, которые просто наблюдают, не испытывая никаких эмоций. Конечно, легче работать, когда публика уже готова получить положительные впечатления.
АиФ.: – У вас есть какая-то определённая репертуарная политика?
С.П.: – Моя политика – это хорошая и качественная музыка. Есть композиторы, у которых все произведения гениальны, – Моцарт, Бах. И есть композиторы, которые только с возрастом достигали совершенства. Для меня было бы приятнее играть музыку более совершенную. Многие организаторы фестивалей гонятся за «большими именами», а я смотрю на это по-другому. Есть просто уникальные музыканты, но, к сожалению, в силу каких-то обстоятельств о них мало знают. Они не менее профессиональны. С ними очень интересно работать, потому что иногда мы в них открываем для себя такие миры, о которых даже и не подозревали до этого.
АиФ.: – А вам режет слух современная музыка? В том числе и популярная.
С.П.: – Нет. Опять же, смотря какая музыка. Если мы будем говорить о знаменитом британском коллективе The Beatles, который вполне можно отнести к современности, то, конечно, его слушать приятно. А популярная современная музыка – как ландыши. Сегодня есть, а завтра нет. Есть музыка, которая проверена столетиями, в отличие от многих современных мотивов, которые уже к вечеру забываются.
АиФ.: – Есть ли у вас какой-то рецепт успешной творческой деятельности?
С.П.: – Мне кажется, что хорошо и интересно, когда ты ставишь перед собой новые задачи и начинаешь их выполнять. Жизнь тогда приобретает определённые краски, запахи и чувства.