Воронеж, 20 апреля – АиФ-Черноземье
Вчера, 19 апреля, в Воронеже прошла вторая «Библионочь», в рамках которой для жителей города подготовили насыщенную и интересную программу. Одним из ключевых мероприятий стала встреча с Матвеем Ганапольским. Матвей Юрьевич рассказал о своей жизни, о журналистике, об «Эхе Москвы» и политической ситуации в стране, зачитал фрагмент из своей книги. И каждый раз говорил «немного о другом».
О Воронеже
Я с осторожностью приезжал сюда. Когда я вышел из аэропорта, я понял, что я знаю эту площадь, потому что я лет 25 тому назад здесь был. Почему я здесь был – не помню. И с одной стороны, хорошо, что площадь осталась такая же, а, с другой стороны, хорошо бы, чтобы она на 25 лет чуть-чуть изменилась. Мне показали город, который теперь для меня носит не простое какое-то значение, поскольку мой сын Мишка женился на Татьяне из Воронежа. Поэтому я обручен с вашим городом вот таким вот образом. В городе мне понравились больше всего старые места. Конечно, город, с одной стороны, травмирован советской властью, каким-то бессмысленным домом, плоским, как вставная челюсть, на Сакко и Ванцетти. Но я поражен теплотой и душевностью аудитории и интересом к моей персоне, к моим книгам. Выбор книг огромен, и для меня очень почетно, что вы читаете меня.
О творчестве
Я не писатель в классическом смысле слова, я литератор, пишущий журналист. Книги для меня очень много значат, я очень тщательно над ними работаю. Все мои книги очень смешные. Я работаю на «Эхе Москвы», и мне приходится вести разные передачи – часто трагические, часто грустные, но в книжках я душка, обаятелен, и похож на помесь Леона Измайлова с Коклюшкиным и Степаненко. Книги у меня смешные, хотя написаны они на самые разные темы.
О книгах
Расскажу вам о некоторых своих книгах. «Черная рука и тайны Эйфелевой башни» – вторая книга из серии, которая будет состоять из 12 книг. В веселой форме, с шутками, с детским юмором. У меня хороший учитель – Эдуард Успенский, в этом смысле великий. Многие с презрением относятся к репризам, а, на самом деле, это уникальное искусство. Вторая книга, которой я горжусь, автобиографическая – «Улыбайлики», в ней много историй из моей жизни. Она смешная и грустная. Также я люблю книгу, которая сделала меня известным в узком писательско-журналистском кругу, она имеет два названия – в первом издании «Кисло-сладкая журналистика», а сейчас – «Самый лучший учебник журналистики». Это учебник для молодых журналистов, исходя из моего 23-летнего опыта работы в медиа, а также это для вас – чтобы вы понимали, почему то, что видите на экране или слышите по радио, вам нравится или нет.
О Советском Союзе
Советский Союз – чем-то хорошая, с одной стороны, страна, но не все в ней смогли бы жить. Потому что сначала нужно было получить характеристику на производстве, первый визит должен был быть обязательно в Болгарию, вашу группу обязательно сопровождает человек из КГБ. Следующий визит обязательно в ГДР, следующий визит в Польшу, в Венгрию, а вершина того, что вы могли – это Югославия. Все, больше никуда. Вы не должны были ничего видеть. Считалось, что, если вы увидите телевизор Панасоник, вы измените Родине, вы сойдете с ума, хотя это был обычный телевизор. Вы понимаете, что сделал Горбачев в контексте того, что я говорю? Если бы не Горбачев, вы бы здесь не стояли, и я бы перед вами не выступал. У каждого из нас есть шлейф нашей жизни – для меня, человека, прожившего половину жизни в Советском Союзе, Михаил Сергеевич очень важен. Нельзя рассматривать нашу сегодняшнюю жизнь без понимания того, что было до этого. Советский Союз был очень конкретен: что-то ты мог, а что-то нет. Важно, чтобы вы сами в этом разобрались. Как жилось людям, на что они могли надеяться, какие планы строились. Ведь всего лишь 25 лет прошло с того момента, когда изменился мир.
О Навальном
Слушайте, Путин у власти двенадцатый год, давай, делай производство, а не сажай Навального – да другим надо заниматься! Сейчас я написал материал для «Московского комсомольца» о суде, меня он возмущает. Я прекрасно знаю планы, знаю, что собираются делать, я написал материал, текст сгладили – там убрали известные фамилии, просто написали слово «власть». Ради Бога – все равно все прекрасно знают, кто власть.
О журналистике
В чем проблема региональной журналистики – нет конкуренции, ты не совершенствуешься. Я не имею в виду Воронеж – у вас такое количество радиостанций, прессы, я имею в виду маленькие городки, в которых одна газета – что там делать? У тебя такая профессия – если ты каждый день не тренируешься, то все бессмысленно. Когда я готовлю материалы для «Московского комсомольца», я перепахиваю абсолютно всех, чтоб не повториться. Я должен все прочитать, после этого придумать свое и написать. Это очень тяжело, это постоянный тренинг, ты должен постоянно писать. Журналистика – это 98% человека и только 2% умения написать. Прежде всего, вы уважаете людей. Сквозь строчку видно человека – порядочный он или нет, продался ли он, вменяемый он или нет. Как ты осмысливаешь действительность, насколько ты не лжешь – это очень важно для журналиста.
Смотрите также:
- «Писатель в жизни – это ужас». Дмитрий Быков о себе, Бунине и России →
- «Большинству хочется попкорна». Писательница о современных читателях →
- Мариам Петросян: «Я против экранизации «Дома, в котором…» →