Имя дороже масти: Вениамин Смехов о настоящих и мнимых ценностях

   
   

 

На мастер-класс собралось около 100 человек. Студенты ловили каждое слово мэтра, а тот рассказывал, как начинал карьеру, вспоминал взаимоотношения с наставником Владимиром Этушем. На вопрос, какая ему больше нравится драматургия, озвучил обширный список современных авторов. Ну и, конечно же, студенты спрашивали у Смехова, как он стал актёром.

– Без спросу у родителей, – заявил Вениамин Борисович. – Как правило, люди уходят в безрассудство искусства, безрассудство культуры без спроса. Я думаю, многим представителям творческих профессий это известно. Моя дочь Алика получила от меня жёсткий приказ не идти на сцену. Но пошла, и сейчас она известная актриса. Получается, когда вопреки запретам человек идёт в профессию, из него может получиться что-то толковое.

«АиФ-Черноземье» тоже задал несколько вопросов мэтру – о жизни, об искусстве, о личном восприятии ценностей.

Почему отказался?

АиФ: – Одно время вы почти исчезли с экранов…

   
   

В.С.: – Сейчас я могу позволить себе работать только в хороших спектаклях и фильмах. Могу отказаться от плохой роли или плохой компании. А вот в телесериале типа «Предлагаемые обстоятельства» могу сняться – там же Марина Неёлова играет. В последние 7 лет я много снимаюсь, по-моему, снялся в 10 картинах. Сейчас будут выходить подряд четыре фильма со мной. Например, «Продавец игрушек» – очень смешной. А ещё мне приятно, что я заработал своим опытом эксклюзивное право менять в сценарии текст. А это дорогого стоит…

АиФ: – Дороже звания народного артиста, от которого вы отказались? Кстати, многих волнует – почему?

В.С.: – Просто сегодня всё можно купить. А мне это не ценно. Когда нам должны были давать звания, нас на Таганке запрещали по политическим соображениям. Потом случилась беда – Юрий Любимов был изгнан. Я, Филатов, Шаповалов и Боровский оказались под лучами «трогательного» внимания КГБ. И уже никаких разговоров о званиях не было. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно стали заслуженными и народными, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: «Давайте от этих советских цацек откажемся», и перестали подписывать себя народными. Мне это понравилось. 

Сейчас мне опять хотели подарить звание – к юбилею. Но жена, хорошо меня зная, объяснила этому важному человеку, что я обижусь. Мне это не надо. Доброе имя дороже звонкой масти. Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии, Пушкина тоже признали – посмертно.

Предупреждение всем

АиФ: – Что на нашем, современном ТВ вам не нравится?

В.С.: – Понимаете, в нашей жизни случаются вещи, когда ни доброе имя, ни зрительская любовь, ни даже преклонный возраст не защищают тебя от «бизнеса человеческого несчастья». Так бы я назвал, например, съёмки в передаче Андрея Малахова «Сегодня вечером» о фильме «Три мушкетёра». Я отказывался идти на передачу. Но мне позвонила дочь и сказала, что Малахов чуть не плакал из–за того, что я не хочу участвовать в программе, и просил: «Скажи папе, что я готов прийти к нему, на колени упасть, лишь бы он согласился. Потому что я обожатель его фильма. Вообще все согласились, кроме него». 

В общем, я тоже согласился. А он без нас озвучил начало и финал. В России, когда вкус диктовался великой литературой, абсолютно невозможно было показать измождённого, несчастного инвалида и сообщить: «Они двигаются, они говорят, а пройдёт время»… А сейчас это возможно. Ужасно то, что этот восторг, это упоение несчастьем других смотрят люди. И уже воспитали таких, кому это нравится, ссылаются на рейтинг... Но ведь это бизнес человеческого несчастья. Они зарабатывают на жизнь тем, что другие несчастны. И это предупреждение нам всем...

Смотрите также: