Костер из старых вещей и блины за иконой. Необычные традиции Масленицы

О том, кому на Масленицу отдавали первый блин, зачем старики ходили на кулачные бои, а молодцы залезали на ледяной столб, «АиФ-Черноземье» рассказала доцент кафедры русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора ВГУ Татьяна Пухова.

   
   

Символ солнца

Корни Масленицы многие исследователи связывают со славянским Новым годом, который праздновался на рубеже зимы и весны, перед посевной. Тогда появлялись проталины, уже не было грязи, но земля была ещё влажной. Из-за разного климата и погоды дата нового года всегда была подвижной. А после распространения христианства Масленицу, или сырную неделю, приурочили к Великому посту.

Основное блюдо Масленицы — приготовленные на дрожжах или закваске блины, которые пекли целую неделю. Еда, конечно, тяжёлая, но очень сытная, праздничная. Блины у славян всегда ассоциировались с солнцем и олицетворяли будущие тёплые дни. С другой стороны, блин связывали с почитанием предков. Первый блин на Масленицу всегда оставляли умершим родственникам, его заворачивали и клали за икону, чтобы души пришли и полакомились.

Объедение на удивление

Масленица — семейный праздник, поэтому каждый день масленичной недели был отмечен встречами с родственниками. Понедельник так и именовался — «встреча». С утра невестка, отпросившись у свекрови и свёкра, отправлялась в отчий дом проведать родителей, а вечером родители мужа приходили в гости к сватам.

Во вторник шли «заигрыши» — приём гостей, когда братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Среда — «лакомка». Тёщи угощали зятьёв блинами, а те пели песни про заботливую мать. Правда, иногда отношения тёщи и зятя были натянутые, и это нашло отражение в песнях: «Тёща испекла большой пирог, встал он для неё 12 рублей, она гадала, что семерым его не съесть, а зятюшка сел да за присест его и съел». Интересно, что в разных селах одной Воронежской губернии песня заканчивалась по-разному. По версии села Козловка Бутурлиновского уезда, тёща ругалась, а зять грозился ей за это отомстить. А вот в Верхнем Мамоне зять оказался вежливым — «съел и похвалил».

   
   

В «широкий» четверг проходили самые весёлые забавы. Катались на лошадях, пели песни, играли на гармони, в некоторых сёлах ставили карусели. Накануне Масленицы гремели свадьбы, был мясоед, вот и в масленичную неделю полагалось прославлять молодых. Молодожёнов собирали на площади у церкви, для них пели специальные песни, дети подбегали к ним и просили в подарок «орехи» — окрашенные в красный цвет маленькие печеньица. И молодожёны, чьи карманы были набиты этими орехами, охотно раздаривали их детям. Затем молодых «солили» — обсыпали снегом и обкидывали снежками.

А ещё взрослые и дети катались с горок — люди селились обычно возле рек, а высокие берега позволяли обустраивать большие горки. Считалось, что чем дальше прокатятся молодожёны, тем дольше они будут жить вместе и тем выше вырастут хлеб и конопля, из волокон которой тогда ткали одежду.

В селе Артюшкино Аннинского района катались на самодельных широких санях-ледянках — брали деревянную решётку, поливали её водой в мороз, а когда она покрывалась льдом, на ней можно было кататься всю зиму. В Каширском районе самодельные сани называли «летниками» — плетёные салазки обмазывали коровьим навозом и тоже обливали водой.

В селе Новомеловатка Калачеевского района, где жили выходцы из Малороссии, помимо блинов всю неделю варили вареники, там играла гармонь, пели песни, катались на запряжённых в «четвёрку», украшенных лентами и колокольчиками санях, ставили крутилку — длинный шест с домашними деревянными санями, которые по кругу толкали мужчины — получалось что-то вроде карусели.

В Богучарском районе на площади ставили столб с тремя бумажками наверху — на них были написаны названия призов — бык, сахар, мука и так далее. Столб штурмовали смельчаки, но он был очень скользкий, и потому залезть на него считалось нереально, а попытки вызывали веселье и смех.

Проводы зимы

В пятницу проходили «тёщины вечерни», когда зятья приглашали тёщ к себе в гости и угощали блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что «у тещи зятёк — любимый сынок». По пятницам также проходили «кулачки» — бои на кулаках, когда молодые мужчины показывали удаль и силу. Обычно сражалось село с селом или улица шла на улицу.

Старики считали, что побывать на кулачках — это большая честь. Если старик мог на них прийти, значит, он ещё бодр, а если ещё и пару раз махал кулаками — совсем хорошо. Обычно действо проходило на замёрзшей реке. Сначала «на ринг», как петушки, вылетали подростки и начинали друг с другом драться. Но это считалось не боем, а, как бы сейчас сказали, рекламой. Затем выходили молодые и зрелые бойцы. 

В субботу отмечали «золовкины посиделки» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости, угощая блинами и пирогами. Воскресенье называли «прощёное» — односельчане приходили просить прощение за синяки на «кулачках» и вообще за весь прошедший год. «Бог простит», — говорили в ответ. А в селе Ерышовка Павловского района в этот день даже венчали молодых.

Почти во всех сёлах ставили чучело — символ зимы. Делали крестовину, на шест надевали старую одежду, затем чучело либо набивали соломой, либо сплетали фигуру из прутьев — в каждом селе свой обычай. В селе Берёзовка Аннинского района соломенное чучело сжигали, играя на бубне, жители соседнего Артюшкино бросали в костёр свои старые вещи. В Бобровском районе принято было возить соломенное чучело по селу, а потом разрывать его на кусочки и повсюду раскидывать.

После полудня в воскресенье уже нельзя было шуметь — люди настраивались на пост. Великий пост, во время которого запрещалось петь, читать лирические и шуточные стихи, употреблять молочные и мясные продукты, играть свадьбы и развлекаться, продолжался долгие семь недель.