Куратор «Маршака» Варвара Коровина: «Детские театры по всей России растут»

Алина Полунчукова / АиФ

В преддверии детского театрального фестиваля «Маршак» «АиФ-Черноземье» поговорил с его новым куратором Варварой Коровиной о том, какие спектакли в программе понравятся малышам, на что стоит купить билет подросткам и на каком спектакле зрителей угостят свежими пирожками.

   
   

Микро-театр, спектакль-комикс и печка на сцене

Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: В прошлые годы фестиваль «Маршак» всегда делился на два блока: «Театр для детей» и «Театр, в котором играют дети». В этом году дети на сцену выйдут только в спектакле Упсала-цирк «Я басе». Вы сознательно не приглашали на фестиваль детские коллективы?

Варвара Коровина: Я давно занимаюсь детским театром, но не очень понимаю, по какому принципу на фестиваль должны отбираться спектакли, в которых играют дети. Нужно найти какой-то алгоритм, почему один спектакль мы берем, а другой нет. Отсмотреть детские спектакли у меня возможности не было, так как к работе я приступила довольно поздно - в начале лета. Мы решили, что не будем суетиться и пригласим только Упсала-цирк. Мы знаем спектакль «Я басе» и очень его любим. Но все равно он входит в категорию профессиональных театров.

- На фестивале будет представлено много спектаклей в категории «бэби-театр». Это направление в России начало развиваться не так давно. Чем интересен этот жанр?

- Я и мои коллеги начали заниматься бэби-театром одними из первых в России, и постепенно этот вирус распространяли из Москвы дальше, ездили с лабораториями, лекциями, семинарами по стране. В европейской театральной традиции этот жанр уже укрепился. В нем работают совсем другие правила, нежели в «большом» театре. Это даже не камерный, а такой микро-формат. Актеры и зрители находятся очень близко друг к другу, родители с детьми часто сидят на ковре или на подушках в уютной, комфортной атмосфере. Со стороны кажется, что это простой театр, а на самом деле он один из самых сложных для художника. Тебе нужно удерживать внимание маленького ребенка и его родителей в течение сорока минут. Мне очень приятно, что мы привозим целый блок российских спектаклей. Это говорит о том, что это направление действительно начинает развиваться в стране. Один спектакль в программе – «С тех пор… пингвины летают», - французский, но сделала его известный российский режиссер Анна Иванова-Брашинская совместно с компанией Samoloet. Она живет в Финляндии и очень часто ставит спектакли во Европе.

- На какие спектакли из программы стоит обратить внимание детям постарше, подросткам?

   
   

- Направление подросткового театра у нас только начинает развиваться. Мы еще ищем какие-то подходы к подросткам. Очень важно, чтобы они сами хотели приходить в театр. В категории 12+ у нас есть очень красивый спектакль из Петрозаводска «Железо». Это серьезная история про старую советскую машину, которая заставит задуматься.

Вообще все форматы, которые выходят за рамки привычного театра, должны понравиться подросткам. Например, «Я басе» - это очень красивая танцевальная история. Она не наративна, в ней зрителей не учат, как жить. Кроме того, в спектакле участвуют дети с ограниченными возможностями.

В этом году мы везем независимый театр «Творческое объединение 9». Это мне кажется очень важным, потому что именно в таких коллективах пробуют новые тренды, и затем их подхватывают большие театры. Спектакль «Вафельное сердце» по книге Марии Пар сделан очень здорово, с юмором и основан на очень классной литературе. Спектакль Кати Коробейник «Спасти супербелку» будет интересен для младших подростков, потому что он сделан на основе комиксов.

- Совершенно новый формат для фестиваля «Маршак» - Театр вкуса. Почему вы решили включить его в программу?

- Это совершенно потрясающий театр. В свое имя он имел свою площадку в Москве, а затем начал гастролировать по разным городам. В спектакле «Семейная пекарня» его автор Юрий Макеев играет сам. На сцене стоит печка, в которой выпекаются пирожки и булочки. Это история про то, как через тесто передаются традиции. Автор включает зрителей в происходящее, всех персонажей спектакля он «вытаскивает» из зала. Это очень круто и тонко сделанная работа. Второй его спектакль – «Мечтатель, или почему я?» – очень теплая история для семейного просмотра. Моя дочь посмотрела его в девять лет и сказала, что это самый лучший спектакль, который она только видела в жизни, и до сих пор все увиденное в театре она сравнивает с ним.

«Географию фестиваля надо расширять»

- В этом году в программе представлены, в основном, столичные театры. Исключение составляют только саратовский и петрозаводский коллективы. По вашим наблюдением, как развивается детский театр в регионах?

- Очень заметно развивается. На этом фестивале у нас не очень расширенная география, просто потому что когда я начала собирать эту программу, было уже начало лета. Но мы уже на следующий год делаем наметки, кого мы можем позвать. У меня есть ощущение, что детские театры по всей России растут, становятся очень разными. Много крутых художников начинают ими заниматься. Почему-то эта зона становится интересной для них. Конечно, географию фестиваля надо расширять, не одной Москвой и Питером все заканчивается.

- В то же время в программе очень спектаклей воронежских театров. Это тоже связано с нехваткой времени на подготовку фестиваля?

- Нет, мне кажется очень важным включать в фестиваль воронежские премьеры с точки зрения профессионального развития театров. Для нас важно, чтобы местные театры тоже чувствовали себя частью большого форума. Это послужит их развитию. Я надеюсь, что во время фестиваля у них появятся новые идеи, и начнется такое брожение в области театра для детей, что они тоже начнут выезжать на фестивали и смотреть, что происходит на других театральных форумах. Например, спектакль «Как дети» Нового театра едет на фестиваль «Артмиграция» в Москву. Этот фестиваль собирает лучшие региональные спектакли последнего сезона. Мы должны не только «Золотую маску» привозить в Воронеж, но и популяризировать местные театры, поднимать их уровень, делать их выездными.

- Образовательная программа – тоже важная часть «Маршака». Расскажите, из чего она состоит в этом году.

- В этом году будет много обсуждений и разговоров. Например, мы будем обсуждать спектакль «Последний папа» Саратовского ТЮЗа, запланирована также получасовая дискуссия после спектакля Яны Туминой «Я басе». Тоже самое будет происходит после спектакля «Спасти супербелку». Театровед Марина Райкина прочитает лекцию о европейском театре для детей. Это будет интересно для родителей, которые путешествуют с детьми. Издательство «Самокат» проведет лекцию про то, что сегодня читают дети и подростки, а также привезет интерактивную выставку «Театр». Яна Тумина проведет мастер-класс для педагогов, на котором пойдет речь о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Искусство тем и прекрасно, что напрямую оно ничему не учит, но помогает бесконфликтно решать многие проблемы и отвечать на вопросы.

- Летом также состоялась публичная дискуссия о том, что спектакль «Дольше века длится день», в котором посредством кукол идет разговор на тему ГУЛАГов, сначала включили в программу, а потом отказались от него. Это связано с тяжелой темой спектакля, или были другие причины?

- Дело в том, что мы собирали фестиваль в очень короткие сроки, я начала это делать в разгар Платоновского фестиваля. Дирекция, которая делает эти фестивали, - одна. У нас было очень мало времени на подготовку, и, когда мы сели считать финансы, оказалось, что мы просто физически не сможем взять все спектакли, которые хотели. Если бы мы раньше начали все это собирать, смогли бы точнее все посчитать, нашли бы каких-то спонсоров, которые помогли бы нам привезти все спектакли. Причина, по которой этот спектакль не влез в программу, в целом была финансовой. Понятно, что всегда есть сложные темы. Даже в Европе. Я была в городе, который находится рядом с Бухенвальдом, где располагался концлагерь, и там ставили спектакль на эту тему. После этого спектакля развернулась гигантская дискуссия. Молодые немцы не хотели, чтобы такое ставили на сцене, и высказывали мнение, что десятилетним детям не нужно думать о войне и концлагерях. Но я очень за то, чтобы в театре говорили на темы, которые в России нигде не представлены. Про войну нужно не только говорить в школе на уроках. Война коснулась каждого в нашей стране, и молчать о ней невозможно. Я надеюсь, что в следующем году все запланированные спектакли удастся привезти в Воронеж.

Смотрите также: