Мода, наука, театр. Из чего сегодня создаются театральные костюмы

7 мая в Камерном театре прошла лекция Анастасии Нефедовой, главного художника Электротеатра «Станиславский», лауреата премии «Золотая маска», автора костюмов к оперному сериалу «Сверлийцы», спектаклю «Мамаша Кураж и ее дети», телевизионным проектам.

   
   

На встрече под названием «Утопия – мерцающий образ театрального костюма» публика узнала, как художник создает миры и какие материалы могут использоваться для воплощения костюмов.

Как говорит Анастасия Нефедова сейчас часто упоминается технологическая сингулярность, т.е. человечество находится на пороге невероятного ускорения технического прогресса, которое одномоментно изменит общество, мораль и самого человека.

Высокие технологии проникают в разные сферы нашей жизни, в том числе в моду. Уже существует «умная» одежда, способная реагировать на изменения, происходящие в организме человека, например, на повышение температуры. Также одежда может реагировать на внешние факторы. Анастасия Нефедова рассказала, что планирует в одном из спектаклей использовать эти возможности: герой ложится в ванну с водой в белом костюме, а встает в «окровавленном». То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня уже реальность. По словам Анастасии Нефедовой, театр активно откликается на вопросы, важные для современного общества, здесь не прекращается поиск новых решений, в том числе связанных с визуализацией режиссерской задумки.

Учитывая, что человечество стоит на пороге глобального технического рывка, сегодня особенно актуальными являются жанры утопии и антиутопии. Анастасия Нефедова поработала над созданием и одного, и другого мира. В спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» в Александринском театре особенно остро звучит тема войны. Отправной точкой для костюмов большей части героев постановки стала армейская форма. А в оперном сериале «Сверлийцы» Электротеатра «Станиславский» Анастасия Нефедова напротив создала утопический мир. Для воплощения образов использовались строительные и даже медицинские материалы.

   
   

«Исследую новые материалы в каждом проекте. Все мастера вдохновенно работают вместе со мной, нам интересно вместе пробовать новое», – рассказала Анастасия Нефедова. Работа часто идет в формате лаборатории, так как проходит множество экспериментов с материалами. Результатом трудов Анастасии Нефедовой в Александринском театре стали не только костюмы для постановки «Мамаша Кураж и ее дети» (кстати, эскизы к ним были выставлены в воронежском Камерном), но и выставка фактур, которые были разработаны в процессе воплощения сценических образов.

Анастасия Нефедова уверена, что для создания костюмов могут быть использованы самые разные материалы, которые в итоге преображаются в руках мастеров. Чтобы внести новые оттенки в образ, в костюме могут использоваться потайные магниты, что позволяет актеру модифицировать костюм прямо на сцене. Также в костюмы могут вшиваться светодиоды.

Эксперименты с высокими технологиями активно идут не только в театре, но и в моде. Дизайнер Айрис ван Херпен работает с 3D-моделированием, т.е. практически печатает одежду на 3D-принтере Человечество изобрело покров для своего тела – одежду и покров для своего пространства – архитектуру. Айрис ван Херпен сотрудничает с архитекторами, чтобы создавать «домики для тела». Ее работы, безусловно, относятся к высокой моде. Также они представлены в ведущих музеях мира, например, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Элементы футуристичности проскальзывают порой и в уличном стиле. Кстати, Анастасия Нефедова говорит, что обязательно выпустит на улицу сверлийскую моду.

Смотрите также: