Театр – это серьезно. Чему научил взрослых детский фестиваль «Маршак»

Последние спектакли сыграны, итоги подведены. Детский театральный фестиваль «Маршак» в этом году посетили 13 тысяч человек – вместе со школьными классами или за ручку с мамой и папой, шумно или скромно, боясь впервые самостоятельно войти в зал, юные воронежцы делали свои первые театральные открытия.

   
   

Недетские темы

Фото: фестиваль Маршак

В программе «Маршака», составленной куратором Алексеем Малобродским, сидящим сейчас в СИЗО по делу «Седьмой студии», трогательные кукольные спектакли переплетались с масштабными блокбастерами на сцене, а поучительные драмы соседствовали с волшебными сказками. В целом, фестиваль показал, что детский театр – дело серьезное, и со своими зрителями он говорит о самом важном.

Спектакль-открытие фестиваля «Маршак» - постановка «Король Матиуш» новосибирского театра «Глобус» - задал тон всему фестивалю как площадке, на которой правят дети. Его режиссер Полина Стружкова участвует в фестивале «Маршак» уже третий раз и каждый свой приезд пытается разрушить стереотипы взрослых о детском театре.

«Мы относимся к детскому театру немножко свысока. Это отношение сверху вниз мне кажется самым дурацким стереотипом на свете, - рассказала режиссер. - В детском театре нельзя «бебешничать», заигрывать, говорить дурными голосами, устраивать дискотеку – это дурновкусие».

Сама тема, которую выбрала Полина Стружкова, кажется такой взрослой. Свобода и ответственность, геройство и смерть на войне – обо всем этом со сцены с юными зрителями говорили артисты театра «Глобус». Новосибирский театр привез в Воронеж сразу три своих спектакля, поставленных совсем разными режиссерами. Так, Алексей Крикливый шокировал более взрослую публику фестиваля спектаклем по одной из самой жестоких книг двадцатого века – «Толстой тетради» Аготы Кристоф – об ужасах войны, изменившей сердца двух маленьких близнецов. Лукасу и Клаусу всего по девять лет, но им пришлось пережить расставание с матерью, а затем и ее смерть, выполнять тяжелую работу, видеть насилие и несправедливость. Все это заставляет мальчишек воспитывать самих себя упражнениями на голод, боль и бесчувственность. Самым тяжелым испытанием стало расставание – ответа на вопрос, встретятся ли близнецы вновь, Алексей Крикливый не дает, оставляя зрителей наедине со своими мыслями.

«Мы ставили спектакль без возрастных ограничений. Мы об этом даже не думали. Был важен сам материал и наше отношение к нему, - рассказал режиссер. – Важно говорить на тему взросления человека, о том, из чего складывается путь жизни, который для героев осложняется тем, что их путь проходит через войну. Как остаться человеком? Что такое человечность и гуманность? Этими вопросами мы задаемся».

   
   

Куклы детям не игрушки

Кажется, каждый театральный коллектив, участвовавший в фестивале, относится к детскому театру с недетской серьезностью, изобретая все новые формы разговора со своей публикой на интересном ей языке. Известный кукольник Евгений Ибрагимов привез в Воронеж удивительную постановку об истории казахского народа, зрители которой бродили во мраке за лучом, выхватывающим из темноты диковинных персонажей. Одновременное состояние страха перед неизвестным и ожидание чуда рождает невероятное чувство, что, переступая порог зала, ты оказываешься как будто в черной дыре, в «нигде», в пространстве, в котором можно путешествовать во времени.

«Перед спектаклем я обычно говорю: «Дети, спасайте взрослых. Как только будут страшные моменты, держите их за руки, чтобы они не убежали», – смеется режиссер Евгений Ибрагимов.

Спектакль «Снегурочка», поставленный петербургским театром «Бродячая собачка», - еще один пример того, как простой и известным всем сюжет можно превратить в настоящее театральное чудо. Только на создание тонких и изящных, как сами снежинки, декораций у известного художника Юрия Харикова ушло полгода. Например, статую коровы, которая издали выглядит как ствол обугленного дерева, покрывали бархатом и расписывали искрящейся тушью вручную неделями. Четыре актера в масках и венках, делающих их похожими на ритуальных кукол, выступают то как кукловоды, то как персонажи, то как просто часть декораций. Маленьких зрителей особенно поразила концовка спектакля: когда Снегурочка приносит себя в жертву во имя природы и тает в пламени, у нее, прежде безликой, появляется глаз, придающей кукле сходство с инопланетянкой.

Каждый ребенок – особенный

Очень важно, что одной из тем «Маршака» стала тема отношений с  «особенными» детьми. Так, спектакль «Остров сокровищ», который привез в Воронеж Губернский театр под руководством Сергея Безрукова, дал возможность ребятам с нарушениями зрениями прикоснутся к искусству. «В прямом эфире» тифлокомментатор Елена Хабарова  передавала им через наушник все то, что происходит на сцене, выступая посредником между режиссером и зрителем.

«Моя основная цель – рассказать все то, чего не могут увидеть слепые или слабовидящие. Иногда бывает очень сложно найти нужные слова, чтобы описать действие на сцене или эмоциональное состояние артиста. К сожалению, пока у нас в России с тифлокомментированием все очень плохо, нет законодательной поддержки», - рассказала Елена.

Самыми необычными артистами, выступившими в рамках фестиваля, стали хулиганы из «Упсала-цирка». Эти дети с непростой судьбой – выходцы из неблагополучных семей и коррекционных школ – прыгали и забавлялись на сцене, показывая чудеса циркового искусства и даря позитив своим зрителям. Кроме того, «Упсала-цирк» работает с детьми с особенностями здоровья. Так, в главных ролях постановки «Племянник» были мальчики синдромом Дауна.

«Почему для сложных детей был выбран именно цирк? В нем есть адреналин, опасность, риск, это очень близко хулиганам, - объяснила социальный педагог «Упсала-Цирка» Тася Мокравцова. - Наши ребята совсем не замечают разницы между собой и своими «особенными» коллегами по цеху и в один голос говорят, что после проекта у них полностью изменилось отношение к людям с особенностями здоровья. Ребят с синдромом Дауна нельзя заставить делать то, что не доставляет им удовольствия. Мы помогаем детям научиться мечтать и верить в то, что всегда можно прыгнуть выше головы — в цирке такое очень даже возможно!»

А продюсерский центр «КонтАрт» привез в Воронеж из Санкт-Петербурга трогательный кукольный спектакль «Колино сочинение», показывающий вселенную мальчика, родившегося с синдромом Дауна.

«В этих детях столько доброты, любви и мягкости во всем – даже в теле. Хотелось сделать куклу, которая бы, наклонившись, прилегала к тебе всем телом, всем своим теплом. Поэтому Коля у нас такой мягкий, тканевой,  - рассказала художник спектакля Кира Камалидинова. - Мы не раз показывали «Колино сочинение» детям с особенностями развития, и они очень проникались этим спектаклем. У таких детей мало возможности ходить в театр, а ведь им этого очень хочется».

Кажется, говорить о спектаклях фестиваля «Маршак» можно бесконечно. Ведь чуть больше чем за неделю в Воронеже состоялось 49 показов 20 спектаклей для детей, подростков и их родителей, а также шесть бесплатных мастер-классов. Воронежцы отпраздновали день рождения Самуила Маршака специальной акцией, Кристина Линдгрен из Норвегии приглашала малышей от двух лет поиграть в зоопарке драконов, актеры «Театра наций» вместе со своими юными агентами расследовали «преступления» шаловливых эльфов, молодые артисты пермского «Театра-Театра» пушкинскую «Сказку о царе Салтане» в веселое гуляние с песнями и хороводами. Завершился фестиваль философской притчей «Маленький принц», в очередной раз напоминающей нам, взрослым, что часть детства есть внутри каждого, нужно только найти время и подружиться с Маленьким принцем внутри себя.