Устроили тут концерт! Зачем идти в Никинтинский театр на «Юру»

Фото Дмитрия Никулина / Никитинский театр

С подростками принято говорить в назидательном тоне. Молодежь всегда и во все времена неправильно одевалась, вела себя, слушала не ту музыку и думала не о том. А проблемы подросткового периода считались смешными, неважными и не оставляющими следа. Но это далеко не так. Каждый десятый сталкивается с насилием – физическим или моральным – в школе, среди сверстников и даже в семье. Продолжать замалчивать эту проблему дальше уже невозможно – ведь из ожесточенных детей вырастают жестокие взрослые. Об этом и поставил новый спектакль в Никитинском театре режиссер Олег Христолюбский, взяв за основу пьесу современного драматурга Тони Яблочкиной «Юра». Но не все так грустно.

   
   

Камерную сцену Никитинского превратили в школьный спортзал, где после уроков играют в футбол и впервые целуются на школьной дискотеке. В первой сцене актеры долго и молча переодеваются в спортивную форму, чтобы дать возможность зрителю хорошенько их рассмотреть и вспомнить свой школьный класс. В каждом непременно найдется задира, спортсмен, красивая девчонка, за которой все бегают, отъявленный хулиган, ботаник и изгой. Последнему достается особенное внимание – его не хотят брать к себе в команду и так и норовят случайно ударить мячом. В нашем классе это Ася (Татьяна Солошенко). Она носит низкий хвост, сутулится и смотрит на мир исподлобья. Дома ее ждет тяжелый взгляд и не менее тяжелая рука отчима-тирана и холодное безразличие матери, нашедшей счастье в сытом быте с новым мужем. Но гормоны не подавить, и Ася влюбляется в одноклассника Юру (Алексей Савин), похожего на растрепанного воробья. В компании он хорохорится и заливается пивом, но за дверью его дома забылась в пьяном сне мать-алкоголичка и брат, втягивающий его в торговлю наркотики. Взрослые вынуждают Асю и Юру слишком быстро повзрослеть. Однако и в их непростых мирах есть место для первой любви. Пусть она теперь начинается не с записок под партой, а в чате в соцсети, но она также наполнена трепетом, волнением и неловкостью, как и у их мам, пар и прадедушек.

Музыка в спектакле «Юра» - самая вкусная его часть. Она снижает трагический накал происходящего, дает зрителю расслабиться и буквально влюбиться в молодой и пышущий энергией коллектив Никитинского театра, артисты которого, оказывается, еще и поют и играют на электрогитарах. И вообще – какой подростковый мир без рок-музыки и нелепых танцев на школьных дискотеках? 

Фото Дмитрия Никулина

В спектакле много сильных метафор, которые врезаются в память своей прямотой. Хлесткие удары мяча в руках героев превращаются в пощечины. Мягкие игрушки, символ детства, во время семейной ссоры смешавшийся с мусором. Молоток в руке отчима, вселяющий дикий ужас в провинившегося подростка. Спектакль не обвиняет, не осуждает и не учит, как жить. Фигурой тоненькой девочки, сжавшейся в комочек под жестким взглядом взрослого, он дает понять, как беззащитны и растеряны те, против кого совершается насилие. 

За несколько дней до премьеры Никитинский театр пригласил подростков к себе в гости – на открытую встречу с психологом Натальей Шестаковой. Планировалось обсудить темы буллинга и тирании в семье и школе. Но на встречу не пришел ни один подросток. И в этом корень проблемы – жертва не скажет тирану, что тот делает ей больно, ребенок чаще всего не признается матери, что его обижают в школе, подросток не пожалуется психологу, что на него поднимает руку отец. Наталья Шестакова объяснила, что всему виной – психология жертвы. Разорвать порочный круг «жертва – тиран – жертва» можно только совместными усилиями родителей, педагогов, психологов. 

   
   

«Юра» - это не спектакль для подростков. Это укол, болезненное знание о том, что у любого из нас есть опасность стать жертвой тирании… или тираном. И напоминание, что самую грустную историю может сделать светлее классная музыка и искренний смех.

Смотрите также: