Не только продавать. Когда мы научимся распоряжаться урожаем с умом?

Романов Кирилл / АиФ

Импортозамещение в сельском хозяйстве во многом состоялось: воронежцы едят отечественное мясо и пьют родное молоко. Но племенной скот, так же как семена и средства защиты растений, зачастую – импортный. Перед Воронежской областью, как и перед другими аграрными регионами страны, сегодня стоит задача наладить переработку зерна и другого сельхозсырья, восстановить свою генетику и селекцию. Выполнима ли она?

   
   

Чужая мука из нашего зерна

В прошлом году страна поставила рекорд, экспортировав 40 млн т пшеницы. В этом – урожай заметно ниже, и всё же планируется продать за рубеж около 30 млн т. Недавно The Wall Street Journal даже писал о том, что американские фермеры уходят с рынка, не выдерживая конкуренции с более дешёвым российским зерном.

Однако в то же самое время Турция – второй после Египта импортёр российской пшеницы – перерабатывает её и активно занимает гораздо более прибыльный рынок муки. Тем же путём идёт Казахстан, который уже давно снабжает мукой всю Среднюю Азию.

Воронежская область тоже активно участвует в экспорте, который составляет около 1,5 млн т в год. Напомним, в прошлом году в регионе собрали 5,5 млн т зерновых. В этом урожай планируется заметно ниже – около 4,6 млн т.

Эксперты не раз высказывались о том, что структуру экспорта нужно менять. Развитие переработки зерна стало одной из ключевых точек в программе нового губернатора. 27 сентября он обсуждал тему с министром Дмитрием Патрушевым.

Чтобы воплотить идею в жизнь, нужно добиться поддержки центра в виде льготного кредитования строительства и реконструкции предприятий, которые будут вести глубокую переработку. Как сообщают в облправительстве, региональная программа поддержки уже разработана департаментом аграрной политики и сейчас проходит корректировку.

   
   

Гамбургеры для заграницы

Ещё одно прогрессивное направление экспорта – продукты животноводства. Настанет ли то время, когда заграница начнёт есть гамбургеры с воронежской свининой, стейки из воронежской говядины и пить наше молоко?

Здесь уже сделано много. Так, поголовье свиней в области уже достигло 1,295 млн, причём только за восемь месяцев этого года прибавилось 304 тыс. голов, или 31%. По количеству хрюшек область занимает третье место в стране. До лидеров-белгородцев нам пока далеко: там уже 4,625 млн голов.

Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 4 тыс. животных и достигло 307 тысяч. Сегодня в области 122 тыс. коров, с января по август прибавилось три тысячи. За это время фермы региона произвели 439,7 тыс. т молока, и это четвёртый результат в России: впереди – Татарстан (775 тыс. т), Краснодарский край (643 тыс. т) и Удмуртия (451 тыс. т). По статистике, Воронежская область производит 4% всего российского молока.

По мясу рост ещё больше. За то же время в регионе произвели 272 тыс. т – на 74 тыс. т, или 37,4%, больше, чем в прошлом году. Много усилий приложено для популяризации воронежской говядины – её произвели 31 тыс. т. Это четвёртое место в стране и 5% всей отечественной говядины. В этом году прибавка составила 3,7 тыс. т. Производство свинины достигло 166 тыс. т – на 71 тыс. т больше, чем в 2017 году. Выпуск мяса птицы – 75 тыс. т – остался на том же уровне.

В этом году аграрии области произвели 456 млн яиц – на 57 млн (14%) больше, чем в прошлом. В основном рост связан с запуском мощной птицефабрики в Борисоглебске. Не останавливается и прогресс по говядине: в Рамонском районе строится новая ферма с единовременным содержанием стада в 45 тыс. голов. По оценкам руководителей региональной аграрной отрасли, в результате производство может увеличиться в полтора раза.

В области строятся семь новых молочных комплексов. А новый завода по переработке свинины в Павловском районе позволит, наконец, перейти к её экспорту.

Зависим от семян

Ещё один повод для гордости – производство сахара. Здесь наш регион – второй в России: больше вырабатывает только Краснодарский край. В прошлом году при урожае свёклы в 5,6 млн т было произведено 841,1 тыс. т сахара. В этом году аграрии ожидают собрать 4,35 млн т, а сахарозаводчики – выпустить не менее 700 тыс. т. Сегодня сахарные заводы перерабатывают 42 тыс. т сахарной свёклы в сутки, тогда как ещё восемь лет назад справлялись только с 28 тыс. т.

Однако не всё так оптимистично. Больше 90% семян сахарной свёклы, из которых получают урожай воронежские аграрии, – импортные, так же, как 60-70% семян подсолнечника и кукурузы. Чиновники уверяют, что работа в этом направлении ведётся, и даже говорят о том, что Всероссийский институт сахарной свёклы им. Мазлумова совместно с рядом частных компаний уже в ближайшие годы может создать около 30 конкурентоспособных гибридов. Но до тех пор, пока это не будет сделано, говорить о полноценном импортозамещении не приходится.

Нужны серьёзные инвестиции
Дмитрий Ломсадзе, экономист: – Федеральные власти тоже заинтересованы в глубокой переработке сельхозкультур. Речь должна идти о серьёзных инвестициях в перерабатывающую отрасль. Понятно, что сейчас в регионах у тех же мукомольных предприятий таких мощностей нет. Вопрос – в востребованности качественной муки на внутреннем рынке. Ведь известно, что мы экспортируем высококачественное зерно, а оставляем низкокачественное. Почему только сейчас обратили на это внимание? Мне кажется, это связано с возможностями финансирования. Хорошо, если теперь это получится. Сравнить есть с чем. Например, у казахстанской муки, макаронных изделий – совсем другое, более высокое качество.

Точка зрения

«Тема глубокой переработки не только назрела, но и перезрела. Это никому не нужно. Необходимы такие же колоссальные вливания, как в Крымский мост и стадионы для чемпионата мира. Но на село будет выделяться всё меньше и меньше. Сейчас обещают 300 млрд руб., но в прошлом году из-за высокого урожая и обвала цен село недополучило 120 миллиардов только по трём культурам – пшенице, кукурузе и свёкле, - считает профессор ВГАУ Владимир Шевченко. - В Белгородской области действует завод по производству лизина (аминокислота, крайне необходимая для жизни человека. – Ред.), но других подобных примеров я не знаю. Проектные институты уничтожены, специалистов нет. Нужно оборудование, а мы находимся под санкциями.

Высокие урожаи последних лет получены благодаря западным технологиям – семенам, средствам защиты растений. Нас ещё щадят. Если Трамп скажет прекратить поставку семян, глифосатов и племенных животных, будет катастрофа.

У нас же вся птица – на чужом яйце! Завтра все гигантские птицефабрики могут исчезнуть, потому что отечественная генетическая и селекционная наука умерщвлена. В своё время каждый пятый стакан чая в Советском Союзе был с сахаром из свёклы сортов института им. Мазлумова. А в прошлом году из 128 тыс. га ими было засеяно всего 540 га».

Мнение власти

Задача номер один сегодня: из тех 4,5 млн т зерна, что мы планируем собрать, свыше двух миллионов отправить на корм скоту – поголовье у нас растёт. У нас есть точный хлебо-фуражный баланс по каждому району. 

Второе. Около 700 тыс. т нам нужно отправить на переработку, 150 тыс. т из них – на хлебопечение. На сегодняшний день на элеваторах и в хозяйствах – свыше 1,5 млн т продовольственного зерна, - говорит врио вице-губернатора Виктор Логвинов. - Нам нужно 360 тыс. т семенного материала, и где-то 165 тыс. т – выдача на паи собственникам земельных долей.

Остальное зерно предназначено на реализацию. Предварительно могу сказать: с января по сегодняшний день на прямой и непрямой экспорт реализовано 1,2 млн т.

Смотрите также: