Ученый-социолог, старший преподаватель Юго-Западного государственного университета Олег Гримов работает над исследованием культуры соцсетей. «АиФ-Черноземье» встретился с молодым ученым, чтобы узнать научную точку зрения на троллинг в интернете, фото с дорогими машинами, селфи в спортзалах и погоню за лайками.
«Тролли превратились в медийных персон»
Вероника Тутенко, «АиФ-Черноземье»: Ваш проект о соцсетях недавно получил президентский грант. Расскажите, в чем его суть?
Олег Гримов: Проект посвящен культуре соцсетей, ее сущности, механизмам и рискам. Сетевые сообщества имеют свои образцы поведения, свой набор ценностей и основанные на них образцы художественного творчества, к которым сами их создатели могут и не относиться серьезно. Я имею в виду мемы, демотиваторы, комиксы.
- У вас не так уж много друзей в соцсетях?
- Да, я в этом смысле избирателен. Считаю, что лучше встретиться с друзьями в реальности, почитать хорошую книгу, чем общаться с незнакомыми людьми в соцсетях. Другое дело, что в рамках предстоящего большого мониторинга мне предстоит проводить много времени в сети с целью опросов, экспериметов.
- Значит, будете и троллить пользователей в научных целях?
- До троллинга не опущусь, хотя это довольно интересное явление. В последние годы единичные особо успешные тролли из сетевых хулиганов превратились в медийных персон. Значит, определенный запрос у общества есть. Другой вопрос, почему он возник – это я и попытаюсь выяснить.
- По итогам вашей работы выйдет монография?
- Да. Также предполагается адаптировать ее для более широкого круга. Тема исследования звучит как «Социально-сетевая культура. Сущность, механизмы и риски». Думаю, эти проблемы интересны многим. Интернет-среда постоянно меняется, и нужно успеть ее запечатлеть в данный отрезок времени, потому что имеющиеся данные уже устарели.
«Интернет сделал мир плотнее»
- Ценности в реальном и виртуальном мире различаются?
- Сложный вопрос. Во многом совпадают, но есть и существенные различия. Если на заре интернет-технологий люди часто общались под псевдонимами, то сейчас большинство имеют аккаунты с реальными именами, а если и выдают себя за другого человека, то создают вторую интернет-страницу, откуда просматривают чьи-то аккаунты анонимно или же занимаются рассылкой спама. С триумфальным шествием блогов и соцсетей по миру одна из виртуальных ценностей - это самопрезентация. Чем выгоднее, интереснее человек себя преподносит в Сети, тем больше он получает внимания и лайков. Во многом он зависим от одобрения порой незнакомых людей. В этом, конечно, есть определенная доля инфантилизма. С другой стороны, интернет основан на принципе равенства. Если повезет, любой обычный человек может общаться хоть с мировыми знаменитостями. Один мой знакомый даже встретился, предварительно списавшись, со своим кумиром, известным футболистом в Италии. Интернет сделал наш мир плотнее.
- На этом принципе основана идея нетворкинга?
- Да, нетворкинг учит расширять сеть отношений, как в обычной жизни, так и в соцсетях – это так называемый наш социальный капитал. Чем он больше, чем больше шансов в успешном поиске работы, развитии каких-то проектов. По сути это приблизительно то же самое, что когда-то называли словом «блат». Многочисленные связи в Сети, к тому же, можно монетизировать, и примеров этому немало.
- Правда ли, что чем больше человек привязан к Сети, тем больше у него и вероятность привлечь внимание интернет-мошенников?
- Такой риск, действительно, есть. Наши данные могут попасть как в руки злоумышленников, так и спецслужб, коллекторских агентств. Например, в Италии долгое время не могли поймать одного мафиози. Он оказался в руках правосудия после того, как поставил локационную метку в соцсети, то есть сам же выдал свое месторасположение. Много примеров, когда коллекторские агентства под видом симпатичных барышень на живца ловили должников. Сегодня любой работодатель прежде, чем взять на работу человека, просматривает его страницы в соцсетях. Если соискатель склонен выкладывать слишком откровенные фотографии, вступать в пространные дискуссии о политике или брэндах, то вероятность, что ему откажут, возрастает. Сегодня он критикует в Сети чужие брэнды, а завтра будет выносить сор из своей избы. На Западе, например, есть такая практика: прежде, чем выдать человеку кредит, сотрудники банка или запрашивают его кредитную историю, или подвергают автоматизированному контент-анализу всю личную интернет-переписку – темы, идеи, интересы.
Клиповое мышление и статусные атрибуты
- В последнее время все чаще говорят о том, что жизнь в соцсетях стала подменять реальную. Так ли это?
- Действительно, такая тенденция есть. Если ты не онлайн, значит, тебя нет в виртуальном пространстве, ты как бы выпал из жизни. Каждую секунду в Сеть поступает миллионный поток селфи. Если человек провел отпуск на Канарских островах, но нет подтверждающих это фотографий, значит, можно сказать, и отпуска никакого не было.
- Часто ли наш виртуальный образ и реальный расходятся?
- Атрибуты принадлежности к определенной группе, так называемые статусные, действительно могут ввести в заблуждение. Скажем, если молодой человек сфотографировался на фоне или даже за рулем какой-то роскошной машины, из этого не следует, что она принадлежит ему. Скорее наоборот. Фото свидетельствует всего лишь о желании обладать статусной вещью. Если девушка выложила фото в тренажерном зале, из этого не следует, что она ведет здоровый образ жизни. В соцсетях мы показываем какие-то значимые для нас самих моменты. Многие ли выложат фото, где они сажают на даче картошку?
- Как виртуальная жизнь меняет сознание людей?
- В Сети все меньше востребованы длинные тексты. Происходит визуализация - вся информация должна укладывается в подпись к фото, становиться все короче. Формируется так называемое клиповые, упрощенное мышление. У многих интернет-пользователей сегодня предельно скептическое отношение ко всей насаждаемой сверху массовой культуре, любой идеологии. Утрату веры в глобальные идеи постмодернисты предрекали еще в семидесятых, и сейчас именно это происходит. Если старшие поколения верили в светлое будущее, то сейчас в Сети крайне ироничное отношение ко многим аспектам нашей жизни, в частности, к политике. Почему так происходит, предстоит изучить. В целом же нельзя сказать, соцсети - это хорошо или плохо, они отражение того, что происходит в реальной жизни.
- Или уход от нее в виртуальность. Не зря же интернет-зависимость ставят в один ряд с алкогольной?
- Проблема виртуальной зависимости существует давно. Больше ей подвержены, конечно, подростки. Но бывает, и взрослые люди проводят часы в компьютерных играх. При этом такой человек может быть состоявшимся и жить полной жизнью. Где грань между виртуальной зависимостью и стремлением просто расслабиться, отключиться на время от реальных проблем – в каждом конкретном случае ответ будет разным. Кому-то виртуальность заменяет реальную жизнь, а для кого-то компьютерная игра - примерно то же самое, что вечерний просмотр фильма.
Смотрите также:
- «Потребительство излечимо». Эксперт о том, как побороть власть брендов →
- «Надо слышать народ!» Белгородская активистка о гражданском обществе →
- Голая правда. Чем грозит излишняя откровенность в интернете →