«Без денег выживали два месяца». В Курске закрывается приют для бездомных

Центр социальной адаптации «Мельница» / Скриншот

Центр социальной адаптации «Мельница» проработал четыре года. Он открывался как альтернатива государственной системе соцзащиты. Сюда обращались бездомные, ранее судимые и те, кто остался без документов. Людям давали крышу над головой и оказывали юридическую помощь.

   
   

Ничем не можем помочь

Приют во 2-м Моковском проезде, 7б был рассчитан на 32 постояльца – по сути, это взятый в аренду и переоборудованный частный дом. Всё компактно, удобно, по-домашнему – уютные комнаты, душевые, столовая, кабинет для досуга... Здесь проходили занятия со специалистами, трудотерапия, постояльцы обеспечивались полноценным трёхразовым питанием. Например, в понедельник на завтрак подавали рисовую молочную кашу, чай, на обед – борщ, куриный шницель с макаронами и компот, на ужин – отварной картофель с котлетой, салат из свежей капусты, чай и так далее. Для людей, лишившихся всего, по сути – рай.

Истории здешних обитателей ужасают. Так, 56-летнего курянина отвёз в глухую деревню собственный сын. Он оставил инвалида I группы в неотапливаемом ветхом доме и не навещал семь месяцев.

Также в центр попала 64-летняя женщина, у которой ранее была сломана шейка бедра. Несмотря на большое количество родственников, жительница осталась одна в доме без света и отопления. Родственники никак не интересовались её судьбой.

Всё это – обычные эпизоды каждодневной истории центра. Но каждой истории приходит конец. Для «Мельницы» он оказался несчастливым. Администрация центра объявила, что вынуждена приостановить свою работу из-за отсутствия финансирования. Постояльцев распределили по домам престарелых.

«Без денег мы продержались два месяца, – рассказывает директор центра Юлия Толстикова. – Нам пообещали, что финансирование будет, но в январе. А как дожить до января? Люди к нам продолжают идти. А мы сейчас ничем не можем помочь».

Все эти годы центр получал деньги из областного бюджета в виде субсидии. По большому счёту, в регионе шёл эксперимент по сосуществованию государственной и негосударственной систем соцзащиты – какая покажет себя более эффективной, на ту и будет сделана ставка. По информации комитета соцзащиты, для финансирования «Мельницы» в этом году бюджет выделил восемь миллионов рублей, деньги выдали на весь год, но расходы центра увеличились, и он попросил ещё четыре миллиона. Таких денег в бюджете нет.

   
   

В прошлые годы центр получал, точнее – выигрывал гранты, а в этом году возникли проблемы. Конкурсная комиссия не одобрила получение «Мельницей» гранта в 4,4 миллиона рублей, хотя раньше, пусть и не такие суммы, центру давали. Так что создать социальный приют, работающий на постоянной и долговременной основе, за счёт грантов не получилось – проект оказался утопией.

Не сидим сложа руки

«Можно сказать, они стали жертвой грантовой системы, – считает эксперт Евгений Лазарев. – Там дают деньги на год, и даже самый что ни на есть благотворительный проект не означает его автоматического финансирования, нужно всё оформлять  и защищать заново». 

«Мы не сидим сложа руки – пишем, ходим, просим, – говорит руководитель общественной организации «Мельница» Максим Шмелёв. – Около 3,5 миллиона рублей нужно, чтобы мы проработали до конца этого года. В год при полной загруженности нужно около 12,5 миллиона рублей. Может, кто-то и пожертвует».

Но пока желающих помочь в таких объёмах не наблюдается. Система помощи бездомным вернулась к тому, что было – комплексному центру социальной защиты на Пучковке, с отдельным входом, чтобы бомжи не пересекались с обычными постояльцами. Функции у «Мельницы», скорее всего, заберут, и она никогда больше не откроется. История о никому не нужных людях, вдруг окружённых заботой и вниманием, так и останется сказкой, красивой, но недолгой.