Братский корпус. Как курский православный монастырь живёт под обстрелами

Деревушка Горналь занесена ЮНЕСКО в список самых красивых мест даже не России, а мира.

   
   

Сейчас попасть сюда практически нереально – слишком близко к границе. По этой причине отменили знаменитый Крестный ход с Пряжевской иконой Божьей Матери. Икону привозят в Курск, но без массового скопления людей. Опасно.

Накануне 23 февраля Горналь обстреливали непрерывно. Пять дней подряд: 19 прилётов, восемь прилётов, девять прилётов – это статистика. По факту, любой сведущий человек знает, что Горналь – это монастырь. Никаких объектов, имеющих хоть какое-то военное значение, здесь нет. Вероятнее всего, бьют по Свято-Николаевскому Белогорскому мужскому монастырю. Зачем?

Вера без границ

Обитель появилась здесь ещё в XVI веке, почти сразу же после присоединения Украины к России. Монахи искали уединения и покоя, нашли и то, и другое, а ещё – дивную красоту здешних мест, которая и по сей день радует и удивляет всех, кто сюда попадает. Потом было обретение чудотворной иконы, Крестный ход с ней, взлёт и разорение обители.

Долгие годы здесь базировался специнтернат для «трудных» детей. Потом был не менее долгий путь к возрождению монастырской жизни. Молитвою и трудами монахов, иноков и настоятеля отца Питирима монастырь восстановился. Вернулся и Крестный ход.

С 2002 года «Пряжевскую» несли в соседнее Мирополье – это уже Сумская область. И этот Крестный ход был единственным в России, который выходил за пределы страны. Собственно, и эти пределы тогда были условностью. Понимаешь это легко, посмотрев с края местной достопримечательности – горы Фагор, названной в честь Фагора, где Господь преобразился. Пойма реки Псёл, заливные луга, бывшие когда-то общими, и сама река, которая, по сути, и есть естественная граница.

«Я помню первый Крестный ход, людей было много, лица радостные, благостные, – говорит курянка Елена Воропаева. – Шли недолго, молились, пели «Богородичную», там встречали перезвоном, молебном. Трапезничали и шли назад. И так из года в год».

   
   

Конечно же, были пограничники с двух сторон, скорее, «для порядка». Года с 2012-го, по словам паломников, стали проверять документы, перекрывать проход, а с 2014 года всё отменили. Икону ещё во­зили, но уже без людей. Сейчас попасть в монастырь сложно. Погранзона, особый режим. Блокпост.

Молимся за мир

Первый прилёт был в октябре. Один из снарядов попал в братский корпус, огонь быстро потушили. Пострадали крыша, перекрытия, окна. На монастырский уклад это не повлияло никак.

«Живём обычной жизнью. Молимся за мир, за то, чтобы всё скорее завершилось, – прокомментировал тогда настоятель отец Питирим. – Наши верующие прекрасно знают обстановку. Вопросов не задают и понимают: то, что происходит, – это необходимо».

С того времени обстрелы стали периодическими. Пик пришёлся на недавние дни. Жители пограничного района, уже привычные к прилётам, убеждены, что монастырь обстреливают специально и целенаправленно.

«Всё ведь просто и понятно, – говорит суджанец Евгений Тищенко. – Они хотят внести панику, чтобы люди побежали из этих мест. А монастырь – это оплот веры, он объединяет и цементирует людей. И если вдруг по соображениям безопасности власти решат эвакуировать всех, кто в нём находится, на той стороне это будет расцениваться как победа».

Местные так и говорят – «на той стороне». Мирополье как отрезало. Граница из едва заметной полоски стала ощутимой, и всякое общение сошло на нет. О чём может идти речь, когда стреляют.

Отец Питирим не очень любит рассуждать на темы войны и мира. Братия живёт проблемами насущными, как и все жители тех мест.

«Эвакуироваться нам не предлагают, – жёстко прерывает подобные вопросы игумен. – Значит, власть не считает, что есть опасность и серьёзная угроза жизни людей. И вообще, у страха глаза велики. На всё воля Божья».

Здесь бывал Достоевский

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь находится в селе Горналь Суджанского района Курской области. Его основали монахи, переселившиеся из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Они принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году была построена небольшая деревянная церковь.

При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену. При игумене Несторе заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

Писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами увековечил в романе «Братья Карамазовы». 

Сейчас в монастыре живут восемь монахов, есть послушники и трудники. Для прихожан и паломников доступен мощевик Оптинских старцев. Не так давно в монастыре появилась на поклонение частичка мощей епископа Иоасафа Белгородского. Здесь находится одна из самых почитаемых – Икона Божией Матери, именуемая Пряжевская. Ежегодно из стен Горнальского монастыря совершался уникальный Крестный ход с Пряжевской иконой Богородицы.