Этот дом строился как экспериментальный по передовому и весьма зарекомендовавшему себя проекту – с поквартирным отоплением и прочими энергосберегающими «штучками».
А всего через три года 11 этажей и два подъезда на 200 квартир на Майском бульваре превратились в аварийное жильё – по крайней мере, так считают все жильцы дома.
Течёт от крыши до стен
«Дому № 27 нет ещё и трёх лет, а проблема образовалась глобальная, – пишет жительница дома Наталья Ёжикова. – Протекают окна, отслаивается штукатурка на откосах, плесень, отклеиваются обои в центре квартиры, где априори не должно быть влаги и протечек. Помогите нам призвать к ответственности компанию-застройщика!»
«Дом сдан в 2021 году, находится на гарантии, но весь течёт от крыши до стен, – а это уже из официального обращения, подписанного большинством жильцов. – Вчера обнаружили, что разошёлся шов между двумя подъездами. Внутри пусто, гуляет ветер. Компания-застройщик не желает ничего слышать от слова «совсем».
Текут стеклопакеты, в комнате отошли обои, при каждом дожде на балконе лужи – список проблем длинный. Невооружённым глазом видно, что это – строительный брак, точнее, недоделки и недочёты, которые, как правило, устраняются в процессе первых лет эксплуатации дома. Усушка, утряска и прочее. Разбирающиеся в таких нюансах куряне стараются вообще не делать никакого ремонта в первые три года – дом «гуляет». Но здесь многоэтажка стала ещё и губкой для впитывания воды.
Этот квартал строился как экспериментальный, по так называемому белорусскому проекту. Поквартирное отопление, все имеющиеся энергосберегающие технологии – суммы в счетах за обслуживание у собственников квартир в «белорусском квартале» на порядок ниже, чем у соседей.
Строила компания «Инженер», она же обслуживает. С ней и «воюют» жильцы. Схема боевых действий стандартная: жалоба, заявление, отписка с обещанием разобраться. И так все три года. На днях дошло до самого верха.
«Государственная инспекция стройнадзора Курской области намерена комиссионно обследовать проблемные квартиры вместе с застройщиком и выработать варианты решения всех вопросов», – ответили в Доме Советов после специального совещания.
Вообще-то жители пригласили чиновников провести это совещание непосредственно у них в доме, но члены комиссии – люди занятые, им, вероятно, недосуг ездить по адресам. В итоге три года мытарств вернулись к исходной точке. Чиновники на словах повозмущались, а на деле – ничего. Застройщик в целом не против устранять недостатки, но для этого тоже нужны основания. А вдруг люди сами в процессе ремонта чего-то там нарушили, вот и течёт! Есть и глобальная проблема.
«Поквартирное отопление – дело хорошее с точки зрения экономии, – говорит эксперт Евгений Чирков. – А представьте себе, что ваши соседи уехали и выключили отопление. А если не одни, а несколько? А если квартиры рядом с вашей вообще пустые? Теплу взяться неоткуда».
Полны решимости судиться
Словом, мирные переговоры результата не дали. Многострадальные жильцы разочаровались в действиях власти и полны решимости судиться. Алгоритм известен: акт залития, оценка повреждений, претензия, суд с требованием возместить ущерб и устранить недостатки.
Застройщик может игнорировать комиссию, но судебные решения он выполнять обязан. Тем более есть, выражаясь языком юристов, «прецедент». В мае 2022 годы жильца дома на проспекте Энергетиков взыскали с УК «Сейм» 165 тысяч рублей «за бездействие». Тепло в квартирах уходило сквозь стены, «в связи с чем плесень продолжает прогрессировать».
Жители соседних домов на Майском бульваре с интересом следят за этой историей – у них ситуация, можно сказать, аналогичная. Все течёт и ничего не меняется.