По какому пути идёт российская культура?

«Когда я увидел на афише курского ТЮЗа «постановку» – «Распродажа шуб. Таможенный конфискат», я улыбнулся, хотя это не смешно, конечно. Подобные «афиши» висят практически в каждом городе. Беда, когда культура финансируется по остаточному принципу, и театру ничего не остаётся, как вешать такие объявления», – говорит поэт Александр Переверзин.

   
   

Издательство «Воймега», главредом, идейным вдохновителем которого является Переверзин, заметно  в литературных кругах. Здесь вышли поэтические сборники Андрея Василевского, Олега Дозморова, Григория Кружкова, Марии Марковой, Ивана Волкова, Леты Югай, Наты Сучковой и других известных авторов. В Курске презентация столичного издательства прошла громко: небольшой, но вместительный зал Дворца пионеров был забит под завязку. «АиФ–Курск» поговорил с московским поэтом и пришел к неутешительным выводам: российскую культуру нужно спасать, чтобы каждый талантливый человек имел возможность быть услышанным.

Вкладываться, как в спорт

досье
Александр Переверзин, поэт, главный редактор издательства «Воймега». Родился в 1974 году в городе Рошаль Московской области. Окончил Московскую государственную академию химического машиностроения и сценарный факультет ВГИК им. С. А. Герасимова, учился также в литературном институте им. А. М. Горького. В 2009 году вышла книга стихов «Документальное кино». Лауреат профессиональной поэтической премии «Московский счёт» за лучшую дебютную книгу 2009 года, Международной Волошинской премии (2010).

– Александр, вы в Курске были впервые, но успели посмотреть практически все «культурные» места. Какие остались впечатления? Видели, в каком ужасном состоянии Воробьёвка?

– Да, в Курске я оказался впервые. Город понравился, понравились люди, которые встречали, показывали его малоизвестные уголки. Удалось осмотреть и храмы, и места, связанные с Хармсом, Введенским, Фетом, Малевичем. Многие из этих мест находятся в заброшенном состоянии, но даже в этом есть своя «историческая» прелесть. Хотя, конечно, не помешало бы что–то сделать с домом, в котором отбывали курскую ссылку Хармс и Введенский, – хотя бы открыть на нём мемориальную доску. Воробьёвка и окрестности прекрасны. В главном усадебном доме сейчас только стены и крыша, но я видел усадьбы, в которых не было и этого. Говорят, что в декабре 2015 года усадьба будет выглядеть так, как выглядела при Фете. Надеюсь, так и случится. Усадьба Фета – место, обладающее огромным культурным и туристическим потенциалом, туда люди со всей России поедут, она может стать гордостью курян. Обязательно нужно её восстанавливать.

– Оставлять культурные вопросы на второй план – это общероссийская тенденция? Или в других регионах ситуация иная?

– Не так давно под Вологдой восстановили усадьбу Брянчаниновых. Работали долго, лет десять, зато удивительное место получилось. А на набережной в центре Вологды сожгли несколько деревянных особняков. В Казани одни люди открыли прекрасный музей Аксёнова, а другие снесли дом, где жил в юности Хлебников. Ужасно, когда ради сиюминутной выгоды делается такое.

   
   

– Что нужно сделать властям, чиновникам от культуры, интеллигенции чтобы выправить сложившуюся ситуацию? Можно ли «поднять культурный уровень», не затрачивая миллионы рублей?

– У меня нет прямого ответа на вопрос «что нужно сделать?» Но, естественно, в культуру нужно вкладывать деньги, как их вкладывают в профессиональный спорт, например. А ещё нужны люди, которые очень хотят что–то изменить. В Курске, мне кажется, такие люди есть.

Не тираж, а признание

– В провинции у пишущих людей сложилось впечатление, что серьёзная издательская деятельность в современном мире не нужна: чтобы быть услышанным, достаточно Интернета. Насколько это справедливо? Каковы шансы у курского поэта выйти в большой тираж в крупном издательстве?

– Что такое «быть услышанным» во времена, когда страна перестала быть литературоцентричной? В Интернете множество сайтов, на которых тысячи, десятки тысяч людей вывешивают свои стихи. Но наткнуться в этой массе на что–то настоящее практически невозможно. Поэтому важно, чтобы поэта оценили в профессиональном сообществе. Существуют «толстые» литературные журналы – «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь», «Арион», «Москва» и другие. Все они сейчас вывешиваются в Интернете, но в них есть такая важная вещь, как редакторский отбор. Напечатать бумажную книгу сейчас легко и недорого. Но напечатать – даже не половина дела. Нужно, чтобы о книге состоялся профессиональный разговор, появились рецензии, обсуждение. Для этого важно, чтобы книга вышла в издательстве, имеющем профессиональную репутацию. Я не знаю, насколько велики шансы выхода курского поэта в крупном издательстве. Крупные издательства, к сожалению, современную поэзию практически не издают по причине отсутствия коммерческого успеха. Но, например, издательство интеллектуальной литературы «ОГИ», которое, кстати, возглавляет ваш земляк Максим Амелин, выпускает отличную поэтическую серию. Тиражи поэтических книг невелики, до 1 000 экземпляров, но в этом случае для поэта важен именно статус издательства, а не тиражи. Ведь книга рано или поздно появится в Интернете.

– В столице литературная жизнь кипит, в Курске – наоборот. Как раскачать провинциальных литераторов?

– Провинция разная. В декабре я был в Ставрополе, там поэты из объединения «Кавказская ссылка» постоянно устраивают литературные вечера, проводят слэмы. В Вологде и Казани литературная жизнь кипит, за год проходит несколько поэтических фестивалей. В Ростове–на–Дону мы читали и разговаривали о стихах со студентами Южного Федерального университета, в котором проходили Дни современной поэзии. Для поэтического мероприятия средств нужно немного, главное захотеть и придумать концепцию.

Не ради выгоды

– Проясните ситуацию с Союзом писателей: чем сегодня занимается эта «расколовшаяся» организация? Нужно ли вообще творческим людям объединение в союзы?

– Сегодня в России три крупных писательских союза: Союз писателей России, Союз российских писателей и Союз писателей Москвы, который в границах столицы не замыкается. СП России с развалом СССР получил какое–то наследство, зато в Союзе российских писателей и Союзе писателей Москвы больше молодых незашоренных людей. Объединяться или нет, – каждый решает сам. Порой спрашивают: а что даст мне вступление в СП? Наверное, таким людям объединяться не нужно. Но вообще объединение в союзы свойственно всем: и писателям, и музыкантам, и художникам. Нужно понимать, что любой писательский союз – это не собрание исключительно талантливых литераторов, это собрание профессиональных литераторов. А заниматься он может различными вопросами: от организации семинаров для молодых авторов и издания книг до помощи нуждающимся писателям.

– Успели ли вы познакомиться с творчеством курских писателей? Как оцените их произведения?

– До приезда в Курск я знал некоторых местных поэтов по московским публикациям. В Курске ещё раз убедился, что Роман Рубанов и Андрей Болдырев – замечательные поэты. Их стихи я ценю и люблю.

Смотрите также: