Тотальная модель. Политолог Вл.Слатинов о выборах, вызовах и несменяемости

   
   

«АиФ-Курск» поговорил о результатах выборов с Владимиром Слатиновым, политологом, доктором политических наук.

«Техническая» победа

Владимир Косогов, АиФ-Курск - Владимир Борисович, насколько ожидаемы или неожиданны оказались итоги выборов в Курской области?

досье
Владимир Слатинов. Российский политолог. Родился в 1972 году. Окончил исторический факультет Курского государственного педуниверситета. В 1997 г. окончил аспирантуру в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Заведовал кафедрами государственного и муниципального управления. В 2011 г. защитил докторскую диссертацию по политическим наукам.
- Результаты вполне предсказуемы. Неожиданностей не случилось. В России в последние годы окончательно утвердилась политическая система, которую мы можем назвать моноцентрической. В ней президент страны фактически маркирует будущих фаворитов губернаторских выборов, назначая их исполняющими обязанности. А затем решение президента «оформляется» голосованием граждан - я это называю «организацией голосования населения по наделению полномочиями губернатора». Для того чтобы это «оформление» состоялось, задействуются разные инструменты - прежде всего, «фильтры»: муниципальный, партийный, избиркомовский. В результате список соперников у исполняющих обязанности губернаторов становится таков, что не создаёт для них проблем с избранием. Все основные политические силы, прежде всего, парламентские партии, эту модель приняли. И она повсеместно реализована. Есть, конечно, нюансы - в Черноземье, например, воронежский и курский врио губернаторов имели в качестве соперников местных лидеров отделений парламентских партий - Константина Ашифина от КПРФ и Владимира Фёдорова от ЛДПР. Они не могли тягаться с действующими руководителями регионов, но хотя бы являются известными политиками. В Липецкой и Орловской областях в списки конкурентов вообще не включали известных и авторитетных политиков - там были чисто «технические» кандидаты.

Такая модель губернаторских выборов стала тотальной ещё и потому, что сегодня из-за державно-патриотического подъёма президент пользуется беспрецедентной поддержкой. Так что мало кто из ресурсных политиков собирается оспаривать его выбор. Сколько просуществует эта модель - не знаю, но сегодня мы имеем то, что имеем.

Не без «варягов»

   
   

- Как сильно теперь изменится политическая «карта» Черноземья?

- Политическая карта Черноземья почти не изменится. Напомню, что по итогам состоявшихся выборов и чуть раньше, в 2012 году, свои посты сохранили губернаторы Белгородской, Воронежской, Липецкой и Курской областей. В этих регионах сохранится политический статус кво. Новый губернатор пришёл только в Орловскую область. Вот здесь политическая динамика будет довольно интересной - во-первых, Вадим Потомский выдвинут КПРФ, но пытается при этом формировать широкую коалицию вокруг себя из всех основных политических сил региона. Во-вторых, он - «варяг», что создаёт как новые возможности, так и риски для региональной системы управления, в-третьих, он - довольно молодой человек с репутацией перспективного менеджера. Удастся ли ему преодолеть стагнацию, поразившую Орловскую область, - увидим. Но уверен: на Орловщине нас ждёт в ближайшее время довольно интересная и разнообразная политическая жизнь.

- Мысль о том, что действующую власть могут заменить приезжими «варягами», выставлялась перед избирателями как исключительно негативная. Так ли опасен «варяг» для местного политического и бизнес-истеблишмента?

- В течение последнего года «варяжская тема» активно обыгрывалась действующей областной властью с целью консолидации региональной элиты вокруг себя - и небезуспешно. Но однозначного ответа об эффективности «варягов» нет - есть примеры ровно противоположные. Алексей Гордеев в Воронежской области чрезвычайно успешен, а его же заместитель по Минсельхозу Александр Козлов, придя на руководство Орловской областью, провалился. И таких примеров масса. Основную роль играет не «варяжское» или местное происхождение, а способность эффективно управлять, профессиональные и человеческие качества. Более важным является создание в стране и регионах таких условий, чтобы политическая система могла выращивать эффективных региональных лидеров, а люди реально решали, кому управлять их территорией.

Задачи и вызовы

- Что для Курской области означает очередной срок Михайлова? Можно ли ожидать хотя бы минимальную смену политического курса, смену команды?

- В Курской области сохранятся политическая стабильность и основной костяк команды, управляющей регионом уже четырнадцать лет. Управляющей, надо сказать, в целом неплохо - регион довольно динамично развивался все эти годы. Наиболее впечатляющие успехи достигнуты в аграрной сфере, в состоянии инфраструктуры, на хорошем уровне социалка. Хуже с промышленной политикой, хотя и здесь в последнее время наметилась неплохая динамика. Есть вопросы по экологии, например, состоянию рек и водоёмов в области. Всё острее будет ощущаться кадровая проблема и сложное состояние рынка труда. Довольно напряжённая ситуация с бюджетом, особенно в условиях общефедеральной экономической стагнации. Решать эти проблемы без обновления - кадрового и, скажем так, интеллектуального резерва - невозможно. Руководитель региона эту проблему в той или иной мере чувствует - вспомним, что одним из центральных элементов его предвыборной кампании был проект «Губернаторская тысяча». Но вот насколько потенциал проекта, как и других кадровых резервов, будет реально использован при назначениях - увидим. Без существенного обновления команды растёт риск застоя и снижения доверия населения.

- Какие первостепенные задачи, какие вызовы стоят перед «новой» курской властью? Есть ли среди этих задач место для «поиска преемника»?

- Региону требуется новое качество промышленной политики - это вполне возможно. К примеру, в последние годы существенно изменилась ситуация в этом направлении в Воронежской и Тамбовской областях. Задействованы новые инструменты и институты развития, под них пошли инвесторы. Другое дело, что макроэкономическая ситуация становится всё более «кислой», но это как раз должно стимулировать к поиску новых решений. Серьёзная перестройка требуется рынку труда и системе профессионального образования. Есть резервы роста качества государственных услуг и повышения эффективности работы аппарата. И ещё - на фоне геополитики мы подзабыли коррупционную тему: требуется наведение порядка с распределением земли в городах области, особенно в областном центре; надо разбираться и с тем, что активы и госзаказы распределяются у нас, политкорректно говоря, весьма пристрастно. Элита - управленческая и экономическая - закрывается, окукливается. К сожалению, сохранение политического статус-кво, скорее, располагает к усилению этих тенденций.

Вопрос о преемничестве - важный, но за эти годы много воды утечёт, в нашей слабопредсказуемой реальности нерационально ставить на кого-то конкретно. Ясно только то, что поколение, к которому принадлежит курский губернатор, в ближайшей перспективе будет покидать активную политику. Поэтому важно подготовить когорту молодых управленцев, обладающих навыками публичных политиков. Это отчасти и психологическая проблема - «молодые и активные» часто раздражают и вызывают желание «поставить на место». Но если к окончанию очередного уставного губернаторского срока в регионе не будет нескольких - подчёркиваю, нескольких! - состоятельных и перспективных молодых политиков, в область и впрямь может зайти «варяг».

Смотрите также: