Чиновники рапортуют, что темпы переселения курян из ветхого и аварийного жилья превышают все прогнозы. Но рядом с нами есть дом, который уже больше пяти лет считают аварийным, а жильцы до сих пор ютятся там, несмотря на все отчёты и программы. Получается, что куряне переезжают только на бумаге, а на деле остаются жить дальше в опасных домах и квартирах?
К. Костюков, Курск
Активисты рабочей группы «Качество повседневной жизни» провели экстренное заседание по исполнению региональной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, на которое были приглашены представители органов власти. На мероприятии была сопоставлена информация с сайта «Реформа ЖКХ» о расселении жителей ветхих и аварийных домов в Курске с реальной ситуацией. Правозащитники пришли к выводу о несоответствии официальных данных реальному положению вещей.
Жить нельзя расселить
Поводом для анализа ситуации стал отчёт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства перед правительством РФ, в соответствии с которым программы расселения аварийных домов опережают запланированные темпы на 12%.
Как заявил руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев, в Курске выявлен аварийный дом, где люди продолжают жить, хотя наверх идут отчёты об их переселении. «Эти «мёртвые души», как говорится на сайте «Реформа ЖКХ», должны жить в новом доме по ул. Октябрьской. По информации того же сайта, строительство завершено в отчетный период – в 2013–2014 гг., а сама новостройка сдана в эксплуатацию с опережением на пять дней – 25 декабря прошлого года», – сказал он.
По официальным же данным, в Курске уже расселены 16 аварийных домов. Хотя в расселённых, согласно документам, домах до сих пор живут люди, и они даже не знают о сроках переезда в новостройки. Причиной для пристального интереса представителей курского отделения ОНФ к ситуации стало обращение одного из жильцов аварийного дома. Он пожаловался на аварийное состояние дома, создающее реальную угрозу жизни и здоровью. Активисты ОНФ убедились в том, что пристройка и второй этаж действительно находятся в плачевном состоянии. Выяснилось также, что здание было признано аварийным ещё в 2008 г. и подлежит расселению. Когда активисты движения решили проверить статус дома на сайте «Реформа ЖКХ», куда стекается вся информация о реализации программ расселения в регионах, выяснилось, что дом уже расселён.
«Нехорошие» квартиры
По информации, которую удалось оперативно получить в Департаменте реформирования городского хозяйства Курска, в 2015 г. предоставляются 99 квартир для переселенцев из 16 ветхих и аварийных домов. В Курске для них построены три дома – на 18, 22 и 41 квартиру, еще 18 квартир муниципалитет приобрёл в различных многоэтажках. По заверениям специалистов департамента, будущим новосёлам уже выданы ключи от новых квартир.
Общественники побывали во всех домах, жильцы которых должны были отметить новоселье в 2014 г. Обитатели лишь четырёх домов действительно получили новое жильё, жильцы пятого дома – ордера и ключи от будущих квартир. В 2014 г. должны были расселить и три дома – на ул. Большевиков, 22, в пер. 2-й Литовском, 8«А» и 8«А3». Однако на их месте не первый год стоят другие объекты. На участке дома по ул. Большевиков, 22 три года назад появились новостройки, на месте обоих домов в пер. 2-м Литовском – промзона. Таким образом, средства на расселение жильцов этих трёх домов, несмотря на их включение в программу, вероятно, уже были найдены. «Фронтовики» направили запрос о их судьбе руководителю Департамента реформирования городского хозяйства Курска Александру Полякову.
Жильцы оставшихся 8 из 16 домов не знают, когда смогут переехать. На строениях остались устаревшие информационные таблички. В них указано, что период расселения – 2014 г. Неизвестность породила массу слухов. Будущие новосёлы даже поговаривают, что строительство нового жилья заморожено. Строительство самого большого дома на ул. Октябрьской, куда и должны были переехать люди в прошлом году, ещё не завершено. Видимо, торговые центры строятся куда быстрее, чем жильё для нуждающихся.
Отчёт с фальсификацией?
Переезд - не панацея
В конце прошлого года жильцы дома по ул. К. Либкнехта, д. 42 «Б» стали жаловаться на качество своих квартир. Дом в три этажа был построен в рамках областной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и стоил 27 млн 205 тыс. руб.
Выяснилось, что мощность установленных застройщиком котлов почти в два раза меньше, чем было запланировано. Чтобы прогревать сырые квартиры, жители вынуждены включать котлы на полную мощность – и платить за газ больше, чем должны были бы. Застройщик сэкономил и на обустройстве подъездов. По факту они не утеплены, хотя запроектировано обустройство тамбура с дверями. Окна – без предусмотренной поворотно-откидной фрамуги, глухие. Так что запах сырости и летом нельзя выветрить. В квартирах вместо стальных ванн размером 1,7 м установлены малогабаритные (низкие и укороченные) акриловые. Несмотря на все нарушения, которые сложно было не заметить при сдаче дома, он был принят заказчиком – департаментом строительства и инвестиционных программ города Курска.
Заветные даты
У обитателей дома на ул. Ендовищенская,12 перспективы получить новое жильё есть. Однако этот момент ежегодно отодвигается. Состояние строения, которому около 100 лет, представляет реальную угрозу. В несущей стене широкая щель, из-за которой дом может в любой момент рухнуть на людей. Правозащитники считают, что городские чиновники безответственно составляли программу расселения и не оценили реальную степень изношенности ветхих и аварийных домов, при проведении тендеров на строительство малоэтажек в рамках программ переселения курян из ветхого и аварийного жилья сложилась определённая экономия.
Смотрите также:
- Быт из бед. Почему не все разрушающиеся дома считают аварийными? →
- Кто тут аварийный? Как Воронеж справился с программой расселения →
- "Ветхая" проблема →