Лечить по-русски. Курские больницы откажутся от импортных лекарств?

   
   

10 декабря вступило в силу постановление правительства РФ, которое ограничило госзакупки иностранных лекарств для государственных больниц и льготных госпрограмм. Сами медики немедленно окрестили его «Третий лишний». 

Вопрос цены

мнение власти
Анна Дубровская, заместитель начальника областного комитета здравоохранения: - В России уже сейчас производят огромный перечень лекарств, поэтому говорить о дефиците медикаментов неправильно. При этом так называемые уникальные лекарства, которым нет российских аналогов, продолжают поступать в курские больницы: здесь ничего не изменится. Точную статистику приобретенных препаратов мы не ведем, но можно сказать, что отечественных лекарств больше. Дело в том, что импорт стоит дороже, поэтому на их приобретение приходится тратиться. Приоритет российских медикаментов - это разумный и нужный шаг.
Декларируемая цель нового закона - поддержать отечественные фармацевтические компании и стимулировать ведущие фармкомпании мира открывать производства в России. Только производя свои препараты в России, иностранцы теперь смогут претендовать на участие в госзакупках. Под ограничение не подпадают только импортные лекарства, не имеющие аналогов в нашей стране. Минпромторг немедленно заявил: нововведение не приведёт к росту цен на лекарства. Какой ситуация будет на самом деле - пока говорить рано.

По подсчётам Минпромторга России, объём государственных и муниципальных закупок жизненно важных лекарственных препаратов в 2014 году составил по стране 194 миллиарда рублей. А доля лекарств отечественного производства в этих закупках не столь велика - всего 24,5%. Цены на остальные лекарства, может быть, даже снизятся. Почти наверняка не возникнет и дефицита. Но проблема заключается не только в стоимости, но и в качестве лечения. Большинство специалистов считают, что отечественные препараты проигрывают импортным аналогам.

Есть опасения

Федеральная антимонопольная служба, к слову, проект постановления не согласовала - по ее мнению, он необоснованно ограничит доступ иностранных компаний. К тому же есть особые медицинские показания (то есть непереносимость оте­чественных аналогов импортных лекарств), что повлечёт за собой колоссальные риски для пациентов.

Законопроект, призванный ограничить иностранным производителям участие в российских тендерах на госзакупки лекарств при условии, если их конкурентами являются хотя бы два российских предприятия, сейчас, в период взаимных санкций, пришёлся, что называется, ко двору. Хотя, как уверяют эксперты, это уже третья попытка «поддержать отечественного производителя». Разработчики закона полагают, что новый документ доведёт к 2018 году долю отечественных медикаментов до 90%. На практике действие постановления в первую очередь ощутят пациенты с заболеваниями крови, нервной системы, диабетом и онкологией - то есть около 30% всех больных, аналоги импортных лекарств для которых выпускают в России. Многие эксперты считают, что эта мера может обернуться ростом смертности и болезней россиян. Ведь чаще всего российские аналоги лекарств либо менее действенны, либо дают кучу побочных эффектов.

Всё под контролем

Ирина Лисова, фармацевт, владелец сети аптек:

   
   

- Импортные лекарства хоть ненамного, но лучше оте­чественных. В наших препаратах используют слишком много мела, международную стандартизацию проходят далеко не все лекарственные средства, к тому же импортный лекарственный рынок проходит зачастую беспрецедентный контроль качества, что сказывается в том числе и на цене. Но в данном случае именно цена не должна отпугивать, она говорит о качестве. Здесь существует другая проблема - подделки. Впрочем, эта тема заслуживает отдельного разговора.

Лечить незаметно

Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики:

- Подавляющее большинство граждан могут и не заметить такие ограничения. Привычные нам ежегодные сезонные болезни сможем лечить без особых проблем. Ассортимент жаропонижающих, обез­боливающих, антигистаминных и других препаратов массового спроса сегодня уже практически полноценно воспроизводится российскими заводами или предприятиями, которые построены западными компаниями у нас в стране. Однако есть категории пациентов, которые чувствительны к терапии определённого вида, больные редкими заболеваниями, пациенты с онкологическими, инфекционными и другими серьёзными недугами. И эта терапия в основном представлена в виде импортных медикаментов. Конечно, в абсолютном выражении этих пациентов сравнительно меньше, чем тех, кто болеет массовыми заболеваниями. Но у нас в стране общество без обсуждений согласилось оказывать максимальный объём медицинской помощи всем, кому она необходима. Более того, эта гарантия зафиксирована в основополагающих документах, регулирующих систему здравоохранения - от Конституции до законов и постановлений.

Мы не первые

Виктор Дмитриев, глава Ассоциации российских фармпроизводителей:

- Если бы такое решение было принято 5-7 лет назад, это могло бы вызвать опасения. Но уже пять лет реализуется программа развития отечественного фармпрома; много иностранных компаний открыли у нас свои производственные площадки и отдали нам трансферты на производство. Это постановление даст больше даже им, чем компаниям, которые много лет работают в России, но ещё далеки от совершенства. Так что я считаю это постановление абсолютно правильным решением. Да, его надо слегка доработать - например, сегодня оно позволяет выходить на торги с одним препаратом двум дистрибьюторам, мы же хотим, чтобы речь шла именно о двух препаратах. Но по этому пути в свое время пошли многие страны - и мы не первые.

Смотрите также: