Мегабайты для учебы. Как выбрать школьнику полезный мобильный телефон? (29.08.2016)

Дмитрий Чернов / АиФ

Буквально 10 лет назад учителя относились к звенящим телефонам в карманах школьников с большой прохладой и непониманием. Сложности решения этой проблемы, ставшей столь актуальной в последние годы, прежде всего, объясняются отсутствием единого закона, который бы регламентировал использование мобильных телефонов в школах. И, пожалуй, на вопрос о запрете их применения в школьных стенах однозначного ответа пока быть не может. Наверняка любой социальный опрос показал бы, что мнения у курян на этот счет сильно расходятся.

   
   
Звягина Фото: АиФ

«Я не против мобильного в школьном ранце, если телефон в беззвучном режиме и с потухшим экраном. Нужно понимать, что в школе не так много средств связи – это классная доска, тетрадь и устный ответ, а сотовый – это уже полезное дополнение», - считает Екатерина Звягина, учитель русского языка и литературы в Андросовской сельской школе.

- Екатерина Владимировна, неужели прогрессивный класс учителей так и не смирился с повальной гаджетоманией в школьных стенах?

- Мы даже представить не могли, что технология мобильной связи, став общедоступной для всех возрастных категорий, превратится в проблему, которая затронет образовательные учреждения. Помимо вредного воздействия мобильной связи на здоровье детей (впрочем, это дискуссионная тема), нередко возникающих в школьных стенах краж дорогих гаджетов, обычной детской зависти к тому, у кого мобильник круче, сотовые телефоны непосредственно снижают качество школьных занятий, в значительной степени поглощая внимание учащихся.

Учителя, кстати, смирились. Мы сами пользуемся мобильным интернетом, сидим в соцсетях, даже поливаем виртуальные огороды и крошим игрушечных зомби в бесконечных играх. Но мы – люди взрослые, получившие образование, сформировавшиеся. А дети должны уделять максимум времени занятиям, обучению. Открытию новых знаний. В этом смысле, мобильник, точнее – то как его используют, – враг школьника. Во всяком случае, точно не помощник. Все потому, что ребенок замещает живую жизнь – виртуальной. Расшатывается социальная адаптация, которую и так со страниц СМИ и экранов ТВ ежедневно подрывают маркетологи.

- Как же следует сегодня вести себя курским учителям, чьи ученики приносят с собой на уроки мобильные телефоны и постоянно отвлекаются?

- Если Вы ждете, что я предложу «мобильный» запрет, то зря. Я – за рациональную стандартизацию. Как со школьной формой: у всех один фасон, и цвет. Зато исчезли намеки на социальное неравенство, такие беспощадные и обидные для детской психики. То есть Иванова выглядит лучшей ученицей нежели Сидорова только из-за того, что дороже одета. Это недопустимо.

   
   

С мобильными нужно также. Вот вам, дети и родители, технические условия: корпус из пластика, экран – из стекла, внутри не больше двух ядер. Памяти – ровно столько, чтобы не осталось места для игр и фильмов, после того как закачать в него книги и учебники. Может быть, даже стоит создать отдельную структуру, которая будет разрабатывать спец технику для школы, в том числе и мобильники, этакий российский «Школофон» – дарю название! Особенно это актуально для сельской школы, где дети далеко не так крепко разбираются в мобильных технологиях.

Если уж школьная администрация не налагает запретов на применение сотовых телефонов, то ученики все же должны понимать, что их гаджеты могут помешать учебным занятиям, а это недопустимо. Ребят стоит осведомить о культуре пользования мобильными телефонами в школе – разговаривать по ним уместно лишь на переменах, на уроках телефоны стоит выключать или ставить на бесшумный режим.

В тему
За рубежом были предприняты многочисленные попытки разрешения этой сложной проблемы. В США был введен полный запрет на использование мобильных телефонов. После этого во многих штатах разгорелись ярые споры. Позиция противников основывается вот на чем: родители переживают за своих детей и боятся возникновения непредвиденных ситуаций даже на территории учебного заведения. Основной аргумент родительского сообщества – страх за своих детей. Страна пережила ужас 11 сентября 2002 года, и не так-то просто оставить ребенка в ситуации, когда невозможна даже экстренная связь. Тем более, в связи с многочисленными в последнее время случаями перестрелок в школах. Способом решения проблемы может стать реализация законопроекта, согласно которому планируется создать программное обеспечение, которое будет запрещать прием звонков во время учебы, делая исключение лишь для чрезвычайных ситуаций.

Мнение эксперта

Мобильная собственность

Юрий Андреев, руководитель юридической службы: «Поскольку в большинстве российских школ по-прежнему пользование мобильными телефонами никак не регулируется, учителям нередко приходится попросту отбирать гаджеты у своих невежливых учеников. В таких случаях преподаватели чаще всего передают сотовые в руки классных руководителей, перекладывая на них и дальнейшую ответственность по соответствующей воспитательной работе, и право решать как, когда и кому (ученику или его родителям) возвратить изъятый телефон. И вот как раз передача средства мобильной связи родителям является нарушением Конституции РФ – по закону дети являются владельцами своих гаджетов, которые были ранее переданы им родителями путем дарения, а подаренная вещь родителям уже не принадлежит. И возраст детей в этом вопросе не играет никакой роли. Ребенок, будучи собственником своего сотового телефона, имеет право распоряжаться им, как считает нужным за исключением случаев, отдельно предусмотренных законом или прочими нормативными актами. И лишь локально составленный школьный акт, утвержденный директором и советом школы, может урегулировать данный вопрос. Дети, нарушившие установленные в школе правила, могут получить дисциплинарное наказание – например, получить выговор или замечание, а может и разбирательства с родителями, которых вызвали в школу. Тем не менее, изъятый у школьника телефон, необходимо вернуть именно этому школьнику, а не кому-либо другому, поскольку именно он является его собственником. Стоит также отметить, что в некоторых школах данный вопрос решается следующим образом: все дети, приходящие в школу, сдают свои сотовые телефоны на входе на временное хранение подобно вещам в гардероб, и получают их обратно, когда покидают образовательное учреждение».

От редакции

«Школофон» – идея интересная, поэтому мы решили узнать, сможет ли новый смартфон Tele2 Midi стать таким универсальным гаджетом для современного курского школьника? Как утверждают эксперты – это вполне достойный кандидат. Как по цене, так и по своим техническим характеристикам. Стоимость телефона – 2890 рублей – не пробьет брешь в родительском бюджете, а его «начинка» (операционная система Android 6.0, четырехъядерный процессор, 2 SIM-карты, оперативная память в 512 мегабайт и жесткий диск 4 ГБ) справится с большинством школьных и околошкольных задач.

Смотрите также: