Тамара Николаевна Смирнова более сорока лет проработала учителем химии и биологии. Отличник народного просвещения, ветеран труда, инвалид, словом – заслуженный человек. Таких принято поздравлять с Днём знаний даже на пенсии.
Только нет у Тамары Смирновой ни букетов, ни открыток, ни праздников. У неё вообще почти ничего нет.
Дом признан годным
Жила учительница одиноко и скромно, за жизнь скопила на маленькую квартирку на первом этаже дома на Урицкого. А накануне Дня знаний лишилась единственного, что было – жилья. Соседка сверху два месяца заливала её водой. За это время квартира Тамары Николаевны полностью пришла в негодность.
Вода стекает по стенам, они покрыты толстыми слоями плесени. Пользоваться электричеством невозможно – проводка замыкает. Учительница живёт на небольшую пенсию, средств на ремонт у неё нет. Да и невозможно делать ремонт в сгнившем доме.
«Здание 1917 года постройки. Это те самые дома в центре Курска, которые совсем не украшают столицу соловьиного края, – поясняет общественник Виктор Сапрыкин. – Но формально они целые, в реестре числятся как пригодные к эксплуатации, расселению не подлежат».
Но и ремонту тоже не подлежат, так как приговорены к сносу – в 2034 году, раньше навряд ли. В таких ситуациях принято бить во все колокола, качать права и штурмовать коридоры власти. Но Тамара Николаевна человек скромный, она просто терпит. Казалось бы, всё просто – заставить соседку сделать ремонт, но и это сопряжено со сложностями. Соседка – человек заслуженный, волонтёр, по слухам, спасающий животных. Её никто не видел, под покровом ночи приехала, перекрыла воду и уехала. Члены уличкома, а это здесь самая близкая власть, посмотрели, посетовали, акт составлять не стали, сославшись на то, что это не в их компетенции.
Тамаре Николаевне, как писали Ильф и Петров, оставалось одно – пропадать. Но нет. Несмотря на немногословность педагога, про её беду узнали её ученики.
Пока на словах
«Тамара Николаевна безмерно счастлива от того, что получила такой отклик от своих учеников, – пишут в группе. – Каждый (!!!) пытается помочь. Кто денежкой, кто продуктами, кто связями, кто советом, кто вниманием. Вы просто не представляете, насколько она окрылена тем тылом, который мы все с вами сотворили! «Значит, я правильно жила!» – это были слова Тамары Николаевны».
История вышла далеко за пределы обычного соседского спора. И вот уже и глава Курска «проявил заинтересованность», и правоохранители. Кто-то из прокуратуры пришёл, опросил, составил бумагу. И громом среди ясного неба стало известие о том, что руководитель главного следственного управления взял эту историю на личный контроль.
«Председатель СК РФ ознакомится с докладом о ходе проверочных мероприятий по факту возможного нарушения прав женщины в Курской области», – сообщает информационный центр СК РФ.
Удивительно, но никак не отреагировали соцслужбы, видимо, про одинокую пенсионерку-учительницу забыли, как забыли и про маневренный фонд, куда можно отселить Тамару Николаевну, и про дом престарелых, куда тоже можно было бы определить женщину.
Счастливого конца у этой истории пока нет. Реально в положении ветерана труда ничего не изменилось. Всё на словах. Живёт она у знакомых, на собранные деньги нанимают адвоката, чтобы оформить иски, сделать оценку имущества и оплатить судебные издержки. Ученики понимают, что предстоит тяжба. Долгая. Хотя времени у Тамары Смирновой нет. Совсем. Онкология, уже несколько курсов химиотерапии. Об этом тоже узнали случайно. Она никому не рассказывает о своих бедах. Не приучена жаловаться, этому же всю жизнь учила детей.