Кадровый голод. Почему в Курской области не хватает работников

@ gpointstudio / freepik.com

В Курске уже несколько месяцев не хватает 170 водителей общественного транспорта. «Для решения этой проблемы перевозчик привлекает водителей из соседних регионов», – сообщают в региональном минтрансе.

   
   

Вопрос о том, почему не хотят работать свои, местные, – риторический, ответа на него нет, хотя и зарплату обещают весьма приличную – от 67 тысяч рублей. Но не идут. Или зарплата в реальности не та, какую обещают, или водители закончились.

Не хотят связываться

Службы занятости, которые «регулируют» показатели безработицы, придерживаются второго варианта ответа. «Уровень регистрируемой безработицы в регионе сейчас рекордно низкий, всего 0,3%, – рассказала председатель регионального комитета по труду и занятости Елена Кулагина. – Но от демографической ямы 1990-х годов никуда не деться. Люди уходят на пенсию, их должности должны замещаться молодыми, но этого не происходит, молодёжи не хватает. И такая тенденция будет сохраняться до 2030 года».

Прорывная идея о привлечении студентов к общественно полезному труду не сработала. И молодёжь не идёт, и работодатели не хотят связываться с несовершеннолетними и ювенальной юстицией. У молодых своя логика.

«Я проработала в школе пять лет, до декрета, – говорит курянка Елена Выборнова. – Возвращаться не хочу. Оформила самозанятость как репетитор, на жизнь хватает, а работать за минималку с кучей отчётов – увольте».

И увольняются, а статистика самозанятости как раз растёт. По мнению аналитиков, речь идёт не о сокращении, а о перераспределении. «На дядю» нынешняя молодёжь работать не хочет совсем. И дело здесь не в безответственности, а в несоответствии реальности ожиданиям и обещаниям. Курская конт­рольно-счётная плата в очередной раз подтвердила низкий уровень зарплат в образовании.

«В регионе педагогам повышают заработную плату за счёт увеличения нагрузки», – пояснил глава КПП Андрей Брехов.

   
   

В качестве примера он привёл педагогов дополнительного образования – им приходится порою трудиться на две ставки для того, чтобы заработать 36 тысяч рублей в месяц.

Стимулирующие выплаты

Оклады формируются за счёт гарантированной части и стимулирующих выплат, размер которых определяется руководителем учреждения. Стимулирующие выплаты – это возможность со стороны руководителя иметь субъективный подход к работе и оценке педагогов, а они составляют более 60% в общем объёме оплаты труда. При этом постоянная выплата для педагога дополнительного образования – 7700 рублей, а для педагога высшей категории – 11 100 рублей. В учреждениях, находящихся в ведомстве министерства образования и культуры, зарплаты низкие. При этом в районах региона бывают разные подходы к системе оплаты труда, но около 50% зарплаты – всё те же стимулирующие выплаты. Оклад молодого педагога – 15 тысяч рублей. Всё остальное – эти самые стимулирующие выплаты. Разрекламированное повышение зарплат по факту составляет не более 500 рублей, или 4% от оклада.

Подобный подход КПП посоветовала пересмотреть, объяснив это тем, что гарантированная часть зарплаты педработников должна быть увеличена. Хотя по отчётам средняя зарплата в курском образовании – более 30 тысяч рублей.

«Учитель высшей категории, работающий на одну ставку, с учётом пятипроцентного повышения заработной платы, которое было в сентябре, получает у нас 11 785 рублей, – говорит общественник Василий Якунин. – Для сравнения – у соседей: Орловская область – 19 800 рублей, Воронежская – 15 200, Белгородская – около 17 000, Брянская — 12 862. А почему 11 785? У нас же минимальная оплата труда – 16 260 рублей. Ниже этой суммы не может быть. Господа, где деньги?».

Систему оплаты труда учителей хотят пересмотреть не первый год. Подход бюрократический. Если разгорается скандал, его купируют, выявляют зачинщиков, точечно «решают» вопрос премиями – так было в суджанском техникуме. В здравоохранении ситуация аналогичная, в транспорте – то же самое. Сами водители говорят, что им обещают «потолок», чтобы вышли на маршрут. А там видно будет.